В российских офисах использовался преимущественно заграничный софт. Сейчас многие разработчики этих продуктов покинули российский рынок. Ситуация вынуждает искать аналоги. Это особенно важно в банковской сфере, где необходимо обеспечивать максимальную защиту данных и бесперебойное обслуживание. Кроме того, по указу Президента №1478 от 30.03.2022 года, с 01.01.2025 года на объектах критической информационной инфраструктуры запрещается использовать иностранное ПО. Мы протестировали условно бесплатные офисные программы, которые подойдут российским организациям.
Замена Адоб Акробата
PDF-файлы можно просматривать на любой платформе и обычно — без установки дополнительных приложений. PDF отличается от других типов документов тем, что точно сохраняет оригинальное форматирование. Он используется для электронных форм (например, анкет заемщика и опросников), отчетов, электронных буклетов и прочих материалов.
Для создания и редактирования PDF-файлов Adobe предоставляет собственное приложение — Acrobat. Однако его функционал не уникален. Существуют сторонние решения, в том числе российские.
PDF Commander
Редактор с понятным интерфейсом. В PDF Commander можно создавать новые документы с нуля и вносить любые правки в существующие материалы. Программа позволяет добавлять иллюстрации и тексты, менять ориентацию и порядок следования страниц. Предусмотрен функционал для ЭЦП. С его помощью вы за несколько кликов утвердите документ. Также можно проверить электронную подпись на подлинность.
Функции:
- работа с факсимиле;
- распознавание текстов (OCR);
- создание схем и рисунков;
- кадрирование и нумерация страниц.
Системные требования:
Процессор: от 1 ГГц
Совместимость: Windows 11, 10, 8, 7
Оперативная память: от 256 МБ
Язык: русский
Лицензия: от 686 руб.
Разработчик: AMS Software
Плюсы:
- умеет напрямую взаимодействовать со сканерами;
- распознает более 10 форматов, помимо PDF — JPEG, PNG, TXT, DOCX, XLS и другие;
- можно добавлять закладки, вложения и заметки;
- включена в Реестр российского ПО.
Минусы:
- нет онлайн-версии.
Окуляр ГОСТ
Разработчики программы постарались учесть требования действующих стандартов и практику документооборота, которая сложилась в России. Также приложение может взаимодействовать с модулем КриптоПро — сертифицированным решением для электронных подписей.
Функции:
- комментирование документов;
- работа с ЭЦП CAdES;
- добавление штампов;
- экспорт из PDF в текстовые форматы — TXT, ASC, V.
Системные требования:
Процессор: официальной информации нет
Совместимость: Windows 10 и 11, Linux
Оперативная память: официальной информации нет
Язык: русский
Лицензия: от 650 руб.
Разработчик: Лаборатория 50
Плюсы:
- удобный интерфейс;
- три режима выделения — область, только текст или только таблицы;
- можно заполнять формы.
Минусы:
- в большей степени предназначена для просмотра и подписания документов, а не их редактирования;
- нет поддержки сканеров.
Замена Ворда
Для значительного числа пользователей Microsoft Word был стандартным редактором текстовых документов. Однако у приложения есть множество недостатков, например, громоздкий интерфейс, «слетающее» форматирование, проблемы с импортом форматов, отличных от DOC и DOCX. Сейчас появился отличный повод подобрать решение получше из числа русских офисных программ.
Текстовый редактор ONLYOFFICE
Приложение из пакета ONLYOFFICE. Интерфейс и основной функционал программы хорошо знакомы пользователям Word. Здесь можно добавлять выделения текста, списки, отступы, таблицы и рисунки. ONLYOFFICE можно запускать на компьютерах и смартфонах или разворачивать в локальной сети как облачную систему. В этом случае рабочий процесс перемещается в браузер, а документы хранятся на сервере.
Функции:
- OCR (оптическое распознавание символов);
- добавление подписей;
- создание математических формул;
- импорт и редактирование DOC, RTF, ODT, DOCX и других популярных форматов.
Системные требования:
Процессор: от 2 ГГц
Совместимость: Windows 11, 10, 8.1, 8, 7, macOS, Linux, Android, iOS
Оперативная память: от 2 ГБ
Язык: русский, английский и другие
Лицензия: стоимость сообщается по индивидуальным запросам
Разработчик: Ascensio System SIA
Плюсы:
- есть встроенный фоторедактор;
- можно расширять изначальный функционал плагинами;
- предусмотрен режим совместной работы над документами.
Минусы:
- распространяется только через региональных представителей, что усложняет процесс закупки.
AText
Редактор из пакета AlterOffice. Предлагает привычный набор инструментов для форматирования текста. Можно использовать колонки, колонтитулы, разные виды выравнивания и выделения, регулировать интервалы и размеры полей. Также поддерживаются цифровые подписи.
Функции:
- создание таблиц;
- работа с формулами;
- автопроверка орфографии
- редактирование и просмотр DOC-, ODT- и DOCX-файлов.
Системные требования:
Процессор: минимум Pentium 4 2,4 ГГц
Совместимость: Windows, macOS, Linux, СейлфишРУС
Оперативная память: от 1 ГБ
Язык: русский
Лицензия: условия сообщаются по индивидуальным запросам
Разработчик: АЛМИ Партнер
Плюсы:
- можно устанавливать расширения, например, с дополнительными словарями;
- позволяет создавать интерактивные формы;
- поддерживает экспорт в PDF и ePub.
Минусы:
- ссылки на скачивание нет на официальном сайте — она находится в PDF-файле с руководством пользователя и в личном кабинете, но свободная регистрация не предусмотрена.
Замена Экселя
От аналога Microsoft Excel требуется поддержка стандартных формул. Без этого весь массив таблиц с автоматическими расчетами станет бесполезным набором файлов. К счастью, в следующих приложениях подобные проблемы не возникают.
Табличный процессор Р-7 Офис
Входит в состав набора программ для офисной работы. Интерфейс и общие принципы работы мало чем отличаются от Excel. Есть инструменты для форматирования, экспорта в различные форматы, доступна отправка на печать и по электронной почте.
Функции:
- работа с формулами;
- создание инфографики;
- анализ данных.
Системные требования:
Процессор: минимум двухъядерный с частотой от 2 ГГц
Совместимость: Windows, Linux, macOS, iOS, Android, Аврора
Оперативная память: от 2 ГБ
Язык: русский
Лицензия: от 290 руб. вмесяц
Разработчик: Р7
Плюсы:
- можно использовать на старых и слабых компьютерах;
- предусмотрена совместная работа;
- поддерживает форматы LibreOffice и MS Office.
Минусы:
- распространяется через сеть региональных партнеров;
- нет шаблонов проектов.
МойОфис Таблица
Этот табличный редактор входит в состав пакета МойОфис. Доступно несколько версий: для частных лиц, образования, государственных учреждений и бизнеса. У приложения современный эргономичный интерфейс. Есть опции для комментирования и настройки форматирования. Поддерживаются стандартные форматы ODS, XLS, XLSX, CSV и другие.
Функции:
- использование формул;
- автопроверка правописания;
- подготовка диаграмм.
Системные требования:
Процессор: от 1 ГГц
Совместимость: Windows, Linux, macOS, iOS, Android, Аврора
Оперативная память: от 2 ГБ
Язык: русский
Лицензия: от 2990 руб. в год
Разработчик: НОВЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Плюсы:
- можно создавать макросы;
- предусмотрено сохранение в PDF;
- позволяет запускать проверку таблиц по заданным алгоритмам, например, на поиск незаполненных ячеек.
Минусы:
- не получится скачать офисные программы из этого набора без ввода платежных данных — свободный доступ предоставляется только к пакету «Стандарт».
- поставляется через партнерскую сеть региональных компаний.
Замена PowerPoint
Мало какое собрание или отчет обходятся без презентации. Однако у привычного PowerPoint есть много аналогов. Благодаря этому вам не придется использовать маркерную доску вместо современного ПО.
AConcept
Приложение из пакета AlterOffice для работы над презентациями. Поддерживает стандартные форматы PPT, PPTX и ODF. Они используются в PowerPoint и LibreOffice. Слайды могут состоять из любого количества слоев и объектов — надписей, графики и видео. Предусмотрен экспорт готового проекта в PDF или как последовательность WebP-, JPEG- и PNG-файлов.
Функции:
- автопроверка орфографии;;
- рецензирование проектов;
- добавление диаграмм и таблиц.
Системные требования:
Процессор: минимум Pentium 4 2,4 ГГц
Совместимость: Windows, macOS, Linux, СейлфишРУС
Оперативная память: от 1 ГБ
Язык: русский
Лицензия: условия сообщаются по индивидуальным запросам
Разработчик: АЛМИ Партнер
Плюсы:
- есть функция сжатия — снижает разрешение картинок и оптимизирует встроенные объекты, чтобы уменьшить размер файла с презентацией;
- в режиме демонстрации может выводить таймер на отдельном экране с заметками выступающего;
- поддерживает установку расширений, например, с дополнительными словарями.
Минусы:
- на сайте разработчиков нет ссылки на дистрибутив — ее можно найти в пользовательском руководстве или личном кабинете, но свободная регистрация не предусмотрена;
- мало шаблонов и по дизайну они могут не подойти корпоративным пользователям.
Редактор презентаций Р-7 Офис
Редактор из пакета российских офисных программ. Позволяет создавать проекты с любым количеством слайдов. Каждый кадр может состоять из нескольких слоев. Поддерживает анимированные переходы, настройку доступа к презентации и добавление заметок для выступающего.
Функции:
- создание формул;
- добавление таблиц;
- подготовка диаграмм.
Системные требования:
Процессор: минимум двухъядерный с частотой от 2 ГГц
Совместимость: Windows, Linux, macOS, iOS, Android, Аврора
Оперативная память: от 2 ГБ
Язык:русский
Лицензия: от 290 руб. вмесяц
Разработчик: Р7
Плюсы:
- можно использовать плагины, например для распознавания текста;
- поддерживает совместную работу;
- позволяет добавлять на слайды звуки и видеоклипы.
Минусы:
- мало шаблонов и другого готового контента;
- реализуется не напрямую, а через партнерскую сеть.
Заключение
Мы разобрали русские аналоги Office от Microsoft и Acrobat от Adobe. С созданием и редактированием PDF-файлов отлично справляется PDF Commander. В нем также предусмотрена работа с ЭЦП. Подготовить электронную таблицу можно в пакете МойОфис, а создать и провести презентацию — при помощи Р-7 Офис.
Иллюстрации предоставлены автором статьи