Банк ВТБ назвал три схемы, которые сейчас наиболее часто применяют мошенники для обмана пенсионеров.
1. Перерасчёт пенсии
Как выглядит: Жертве звонят якобы из Социального (бывшего Пенсионного) фонда, предлагают оформить перерасчёт пенсии, в результате которого она увеличится. Для этого просят сообщить личные данные и код из СМС либо установить мобильное приложение.
Что происходит: С помощью кода из СМС мошенники получают доступ к аккаунту жертвы на портале Госуслуг (код приходит для авторизации при попытке входа на Госуслуги), где могут оформить кредиты на её имя или получить доступ в онлайн-банк. В варианте, где жертва устанавливает указанное ей приложение, мошенники получают удалённый доступ к её телефону и онлайн-банку.
2. Скидка на оплату ЖКУ
Как выглядит: Жертве рассказывают об акции, в рамках которой пенсионеры получают скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг. Просят предоставить личные данные и назвать код из СМС.
Что происходит: Аналогично первой схеме - мошенники получают доступ к аккаунту жертвы.
3. Переоформление медицинского полиса
Как выглядит: Жертве звонят и сообщают о необходимости переоформить полис ОМС, утверждают, что в противном случае она потеряет право на бесплатное медобслуживание. Новый полис электронный, для его оформления надо установить мобильное приложение.
Что происходит: через присланное жертве приложение мошенники получают доступ к её телефону и онлайн-банку.
Ранее Центробанк также предупредил об участившихся случаях использования мошенниками дипфейков - жертвы получают видеосообщение от знакомого человека, в котором тот просит перевести деньги.