Сегодня Минфин в очередной раз опубликовал план по валютным операциям в рамках бюджетного правила - он делает это каждый месяц. В результате в СМИ появились громкие заголовки про рост валютных продаж в 10 раз, которые, конечно, привлекают внимание (кстати, месяцем ранее выходили столь же красивые заголовки про сокращение валютных продаж в 12 раз), вот только описываемые процессы далеко не всегда становятся понятны рядовому читателю. Мы же попытаемся не столько впечатлить вас крупными цифрами, сколько разъяснить, что за ними стоит.
Что это за продажи валюты?
Государственный бюджет - штука сложная, и в нём уживаются прямо противоположные либо регулярно меняющие направление денежные потоки. В данном случае мы имеем два основных потока.
№1 Бюджетное правило. Оно завязано на нефтегазовые доходы государства. В бюджет заранее закладывается некий уровень этих доходов, но гарантировать будущие цены на нефть и газ, конечно, нельзя, поэтому реальные нефтегазовые доходы всегда отличаются от плановых. Если реальные доходы оказались больше, Минфин направляет излишки на покупку иностранной валюты (сейчас используют китайские юани) в Фонд Национального благосостояния. Если реальные доходы меньше плановых, запасённую ранее валюту продают.
№2 Зеркалирование инвестиций из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В ФНБ лежит не только валюта, купленная на нефтяные излишки, но и рубли. Рубли регулярно инвестируют, чтобы они приносили доход. Однако если вдруг возникнет срочная необходимость в рублях, придётся либо выдёргивать их из инвестиций, что не всегда возможно и чревато потерями, либо резко продавать большой объём валюты, что опасно для курса. Дабы избежать этих рисков придуман мудрёный уравновешивающий механизм - ежедневные равномерные продажи валюты понемногу компенсируют ту сумму, которая ранее ушла на инвестиции.
Помимо этих, регулярных потоков № 1 и 2, сейчас имеются и другие, возникшие в силу обстоятельств.
№3 Расходование средств ФНБ (продажа валюты и золота) для покрытия бюджетного дефицита.
№4 Отложенные операции бюджетного правила - покупки валюты, которые не были сделаны в августе-декабре 2023 года, чтобы не разгонять и без того поднявшийся тогда курс доллара. Просто забыть об этих операциях нельзя - их не выполняли вовремя и потому выполняют сейчас.
Сложно, не правда ли? Чтобы стало проще, все эти денежные потоки не реализуют отдельно - ведь попросту глупо продавать валюту по одному механизму и тут же покупать по другому, а заранее суммируют и реализуют только сальдо - итоговый результат. На практике всем этим занимается Центробанк.
Я не буду утомлять вас расчётами, а сразу скажу, что потоки, обозначенные у нас № 2, 3 и 4 рассчитаны на полгода вперёд и сейчас, в первом полугодии 2024 года в сумме дают продажи валюты на 11,8 млрд рублей каждый рабочий день. Обратите внимание. что здесь именно продажи.
А вот поток №1 Минфин рассчитывает раз в месяц, и в зависимости от его изменения меняется конечный итог. Например, в апреле поток №1 предусматривал покупку валюты на 11,2 млрд рублей в день, поэтому итог - 11,2 млрд покупок против 11,8 млрд продаж (потоки разнонаправленны!) - составлял 600 млн рублей ежедневных продаж (11,8 - 11,2 = 0,6). В мае поток №1 тоже предполагает покупки, но уже на меньшую сумму - 5,55 млрд рублей в день, и продажи на 11,8 млрд (три остальных потока) по-прежнему актуальны, поэтому майский итог составляет продажи валюты на 6,25 млрд рублей в день (11,8 - 5,55 = 6.25). Вот вам и увеличение продаж в 10 раз.
Это как-то скажется на курсе рубля?
Аналитики любят приводить все эти цифры, делая свои прогнозы ещё более туманными. Но на практике бюджетные потоки обычно на курс рубля не влияют. Просто потому, что в большинстве случаев они малы для этого - несколько миллиардов теряются на фоне среднего оборота валютных торгов Мосбиржи свыше триллиона рублей в день. Собственно, так и должно быть - для этого бюджетные операции с валютой и раскидывают по всем дням, а не проводят разово.
Например, в январе поток №1 не противодействовал остальным трём, как сейчас, а «тёк» в одну с ними сторону - валюту в рамках бюджетного правила тогда не покупали, а продавали. В сумме это давало ежедневные продажи на 16,7 млрд рублей. Однако курс рубля в это время не укрепился (чему по идее должны способствовать продажи иностранной валюты), а наоборот снизился.
Только иногда, в отдельные дни, когда объём торгов вдруг снижается, рынок волатилен (проще говоря, на нервах), а объём продаж или покупок валюты Центробанком относительно высок, эти операции могут повлиять на курс. Поэтому, например, в прошлом августе, когда доллар поднялся до 100 рублей, приостановили покупку валюты по бюджетному правилу - на всякий случай, чтобы исключить даже такое мизерное давление на рубль. Но надо понимать, что даже в этом случае какое-то значение имеет только сам объём валютных операций Центробанка (насколько он велик), а его изменение в 10 или даже в 20 раз не говорит вообще ни о чём. Взять нынешнюю ситуацию: хотя объём продаж и вырос в 10 раз, но 6,25 млрд - всё равно слишком мало, чтобы повлиять на курс рубля к доллару или юаню.