Свердловская область заняла 3 место в России в территориальном разрезе индекса, расположившись между Тверской областью и Удмуртской Республикой. Предприятия региона планируют активно расширять штат в новом году, увеличивать зарплаты сотрудникам, по-прежнему склонны инвестировать в развитие бизнеса и развивать онлайн-каналы, - отмечается в сообщении.
Кадровый потенциал
Предприниматели оптимистичны в части найма. Компонента «Кадры» по итогам четвертого квартала уверенно росла за счет позитивных ожиданий предпринимателей в части расширения штата. Доля компаний, планирующих принять новых сотрудников, составила 36%. В 4 квартале также большая доля предпринимателей наращивала штат - 14% (+1 п.п. за квартал)
В 2023 году деловая активность МСП держалась на высоком уровне, что также отразилось на возможностях предпринимателей. В том числе компании активно повышали оплату труда и предоставляли возможность работы по совместительству.
Доступность финансирования
Компонента «Кредиты» на отметке 63,3 пункта отражает небольшое снижение кредитной активности, однако остается существенно выше общероссийского уровня (58,6 пункта). Стабильно высокий показатель указывает на доступность финансирования для бизнеса и комфортные условия по кредитам.
Рост кредитного портфеля малого и среднего бизнеса на рынке в 4 квартале во многом объясняется сезонной потребностью в пополнении оборотных средств, необходимых как для поддержания текущей деятельности в конце прошлого года, так и для реализации планов в начале 2024 года. Показатель одобрений по кредитам в Свердловской области высокий - 83%, для сравнения - по России он составляет 65%, - говорится в релизе.
Инвестиции в бизнес
В конце прошлого года в Свердловской области свой бизнес расширили 23% владельцев компаний. Это на три процентных пункта выше общероссийского показателя. При этом 38% предпринимателей планируют и дальше инвестировать в собственное развитие.
Инвестиционная компонента в регионе находится на максимуме за последние 6 лет, инвестактивность в области демонстрирует рекордный рост как за счет фактических вложений, так и планируемых.
Тренды
Ключевыми направлениями деятельности для МСБ в прошлом году стали цифровизация и импортозамещение. Более 32% опрошенных развивались в области виртуального взаимодействия с клиентами, 26% за счет этого смогли расшириться в регионах, и 13% вышли в онлайн или на маркетплейсы. Фокус на импортозамещении позволил 39% собственников бизнеса расширить базу поставщиков товаров и услуг, а 27% - запустить новые направления.
В целом малый и средний бизнес позитивно оценил финансовые итоги 2023 года. Лишь 5% компаний сказали о получении значительных убытков - это в два раза меньше, чем в 2021 и 2022 годах. Большинство представителей бизнеса, ранее получивших незначительный финансовый результат, по итогам прошлого года вышли в прибыль.