Актуальность драгоценных металлов как инвестиционного продукта растёт, но инструменты для таких инвестиций остаются несовершенными и слабо подходят для массового использования. К таким выводам пришли эксперты, обсуждавшие тему на Петербургском экономическом форуме.
«Если рынок монет уже сформирован, то со слитками ситуация хуже не придумаешь», - заявил генеральный директор Гознака Аркадий Трачук, указав как на бюрократические проблемы - отсутствие утверждённых правил скупки, так и на технические - слитки не всегда продают в защитной упаковке, что создаёт риск повреждения. «В то же время у слитков огромный потенциал. Их цены ближе к стоимости металла, их можно делать от грамма до килограмма», - добавил глава Гознака.
Директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков видит у этого инструмента и другие минусы - низкую ликвидность (сложно продать), традиционно большой спред (разницу между ценами покупки и продажи): «Может, это и инвестиционный инструмент, но не полноценный финансовый. Это для людей с большими доходами, для диверсификации сбережений. Это не может быть массовым инструментом». По его мнению, хорошей альтернативой физическому драгметаллу стал бы индекс на золото. «Идеального инструмента для инвестиций в золото пока нет», - посетовал Иван Чебесков.
Впрочем, время для развития рынка ещё есть. Хотя после отмены НДС на покупку слитков в 2022 году спрос заметно вырос, он остаётся узким: люди, которые и раньше интересовались металлом, стали покупать больше, но массовым этот финансовый продукт не стал. Об этом говорил старший вице-президент ПСБ Мигель Маркарянц. Он в качестве альтернативы слиткам предложил государственные золотые сертификаты, которые могли бы продаваться аккредитованными компаниями и гарантированно меняться на физический металл по желанию владельца.
Отвечая на вопрос Bankinform.ru, Иван Чебесков отметил, что в Минфине не считают золото инструментом, требующим особой инвестиционной квалификации, и в случае распространения спроса на металл ограничивать доступ к нему не планируется. В то же время, по словам представителя Минфина, нужно пресекать случаи мисселинга, когда банки навязывают клиентам незнакомые тем финансовые продукты, в том числе драгметаллы.