ТУ (или технические условия) - это нормативно-технический документ, положения которого содержат порядок и особенности производства конкретного изделия либо оказания какой-либо услуги. В России сегодня значительная часть отечественной продукции производится на основании такого норматива.
Техусловия используются:
- для регламентирования процесса производства товара (оказания услуг) - если на них нет действующих ГОСТ, либо компания использует собственные технологии, отличные от «гостовских»;
- утверждения норм качества товаров (услуг) и процедуры по проверке их соблюдения (входной контроль сырья и иное);
- оценки соответствия товаров установленным требованиям по безопасности и качеству - например, если организуется сертификация строительных материалов или иной продукции.
Разработать ТУ предприниматель вправе самостоятельно.
Однако на практике разработка технических условий, нормативно-технической документации требует от разработчика досконального знания положений и требований ЕСКД - Единой системы документов конструкторского и технического назначения. Поэтому чаще всего этот вопрос доверяют квалифицированным специалистам.
Требования при разработке ТУ
Техусловия составляются согласно нормам ЕСКД. В частности, в процессе разработки нормативного документа учитываются положения ГОСТ 2.114-2016, 1.3-2018, 51740-2016 и иных госстандартов.
ТУ можно разработать для любых видов товаров или услуг. Что же касается регистрации техусловий, то эта процедура проводится исключительно по желанию предпринимателя (согласно 162-ФЗ). Для товаров же, которые имеют высокое социальное значение, регистрацию все же рекомендуют проводить. Среди них:
- продукты питания;
- изделия медицинского назначения;
- косметические средства для ежедневного ухода;
- хим. вещества и т.д.
В результате регистрации ТУ компания получает нормативно-технический документ, который отвечает законодательным требованиям, имеет полную юридическую силу для включения в комплект тендерной документации, обязательной оценки соответствия, проведения добровольной сертификации и т.д.
Содержание и структура документа
ТУ включает:
- вводную часть - т.е. титульный лист;
- основную часть;
- приложения (если необходимы);
- лист для регистрации поправок/изменений, вносимых в положения документа.
На титульном листе указывается информация о компании (название, контакты), продукции и другое.
Основная часть - это сведения о порядке производства продукции, параметры качества товара, утвержденные нормы безопасности, виды упаковки, методы контроля/приемки, методики испытаний, особенности маркировки и транспортировки. Также производитель может дополнять норматив и другими разделами.
В общем виде основная часть содержит такие данные:
- сфера применения/назначение продукции (содержатся в вводной части документа);
- технические нормы безопасности, потребительные характеристики товара;
- меры по охране окружающей среды в процессе производства или применения продукции;
- особенности маркировки выпускаемых изделий;
- требования, предъявляемые к упаковке;
- методы входного/выходного контроля;
- особенности хранения товара и их перевозки;
- специальные указания по применению и утилизации;
- гарантийные обязательства производителя.
В некоторых случаях в ТУ вносятся поправки. Они необходимы, к примеру, при внесении уточнений в законодательные акты (нормативно-правовые акты и ГОСТы), при обнаружении опечаток и ошибок, при изменении условий производства или иных процессов, связанных с продукцией (услугами), при смене рецептуры или применяемых технологий, необходимости внесения в документ дополнительных сведений и в других случаях.
Для госрегистрации техусловий требуется правильно составить каталожные листы (в 3-х экземплярах). По итогам регистрации на них проставляется штамп, регистрационный номер и дата внесения соответствующих сведений в Реестр ЦСМ.
Благодаря регистрационному процессу держатель документа может выявить и устранить несоответствие норматива законодательным требованиям, избежать штрафных санкций от проверяющих структур, укрепить доверие партнеров по бизнесу.