Более существенный рост рыночной доли показали китайские бренды (Chery, Geely, Haval, Cheryexeed, Changan, Great Wall, GAC, Omoda) - их общая позиция на рынке выросла более, чем в два раза с 6% по итогам 2021 года до 15% по итогам 2022 года. Однако, несмотря на столь бурный рост, пока ни один из китайских брендов не вошел в ТОП-5 самых продаваемых брендов на авторынке Свердловской области. Среди «китайцев» на первое место вырвался Chery, который продал 905 машин, немного не дотянув до пятой позиции в ТОПе самых продаваемых марок Свердловской области. Далее следует Geely c 856 а/м (+17%), а замкнула тройку марка Haval (794 а/м; -19%).
Локомотивом продаж АвтоВАЗа выступила самая доступная модель - Lada Granta. По сравнению с прошлым годом ее продажи на Среднем Урале сократились до 2,9 тыс. а/м (-21%). Кроме нее, завод смог восстановить производство двух моделей семейства Niva - Travel и Legend: суммарно владельцев нашли 1027 этих машин (-24%). Третье место, как среди Lada, так и в абсолютном зачете моделей, получила Vesta, которая в 2021 году была лидером продажи среди продукции тольяттинского автозавода. По итогам 2022 года ее продажи упали почти в 5 раз с 4306 а/м до 864.
На распродаже запасов с заводов в Санкт-Петербурге и Калининграде поддержали продажи и потому остались в Топ-5 две корейские марки. Дилеры Kia смогли реализовать 1826 машин (-68%), Hyundai - 1369 а/м (-65%). В свою очередь, бизнес большинства европейских и японских концернов также сжимался или совсем закрывался. Так, Renault (1445 машин за год; -71%) и Toyota (990; - 77%) едва хватило, чтобы удержаться в пятерке самых продаваемых марок в регионе соответственно. Оба бренда закрыли свои заводы, а первый - даже официальный российский сайт, поручив судьбу миллионов поклонников марки в России сети АвтоВАЗа.
У «китайцев» свои большие планы. Наиболее амбициозно они выглядят у Chery. Вместе с родственными брендами Exeed и Omoda этой группе, по словам ее дилеров, дистрибьютор предписывает продать за 2023 год 200 тысяч машин. Естественно, бурно растет и количество торговых точек марок из Поднебесной. За минувший год Россия получила 487 новых шоу-румов марок из Поднебесной, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1 041) и составило почти треть от дилерских сетей всех (3 139) работавших в России салонов. Лидером по числу открытых салонов стала марка Omoda, а по среднему количеству продаж за год с одного ДЦ лучшим по-прежнему остается бренд Haval.
При этом дальнейшие планы продаж брендов, которые обеспечили в 2022 году основные объемы нашему рынку, выглядят более чем амбициозно. Так, в Lada хотели бы реализовать порядка 400 тысяч новых автомобилей. Последний раз этой отметки ВАЗ достигал в 2013 году. Одной модели Granta раскупили тогда 167 тысяч штук, но и стоила она немногим более 300 тысяч рублей. Можно ли спустя 10 лет продать почти трёхкратно подорожавших машин, пока не сильно обновленных технологически, - вопрос. Поэтому уже в январе руководство тольяттинской марки заговорило о необходимости увеличения утилизационного сбора. Справедливости ради стоит отметить, что в модельном ряду сохранятся две Niva, с весны в их компанию должна вернуться и Vesta, а во второй половине года может начаться сборка Lada из китайских моделей на бывшем заводе Nissan. В этом свете рост продаж у АвтоВАЗа неизбежно случится, - говорится в исследовании.
Новые надежды отечественного автопрома также связаны с возрождением бренда «Москвич» (бывший завод Renault в Москве), который уже выпускает под одноимённым названием две модели кроссоверов - «Москвич 3» с ДВС и электрокары «Москвич 3е». Общий план по выпуску на 2023 год - не менее 50 тыс. автомобилей, в том числе 10 тысяч - электромобилей. Во Владивостоке компания Sollers в августе 2023 года перезапустит производственную линию, на которой прежде выпускали автомобили Mazda. Нового партнера в Sollers пока не раскрывают, но дали понять, что новая марка предложит автомобили, аналогичные по классу японским кроссоверам Mazda CX-5 и CX-9. И, наконец, завод «Автотор» в Калининграде возобновил производству автомобилей, начав со сборки китайского седана Kaiyi E5, и планирует выпустить до 100 тыс. машин в 2023 году. В планах также сборка моделей BAIC и Dongfeng.
Пока все говорит о том, что ситуация на рынке в I половине 2023 года будет развиваться по тому же сценарию, что и в последние месяцы 2022 года. А именно, сохранится дефицит бюджетных (в диапазоне 1,5-2 миллионов) седанов и кроссоверов, постепенно будет увеличиваться предложение в среднем (в районе 2,5-3 миллионов рублей) и еще более дорогих сегментах. Масс-маркет в той или иной степени будет расти, а продажи премиальных автомобилей продолжат сжиматься. Прежде доля последних колебалась в районе 10%, а в 2022 году она сократилась почти вдвое.
Что касается рынка автомобилей с пробегом, то говорить о восстановлении его объемов пока рано. Тем не менее он остается в разы крупнее ритейла новых машин. По разным оценкам, в течение 2022 года по подержанной технике состоялось от 4,6 до пяти миллионов сделок, а общее падение этого сектора авторитейла приблизилось к 20%. При этом количество предложений на рынке уже осенью и в декабре стало приближаться к прошлогодним значениям. Это дает надежду на то, что после традиционного январского затишья количество сделок в феврале и весной может еще подрасти до полумиллиона в месяц, - добавляется в релизе.