Кэшбэк за платежи по QR-кодам: быть или не быть?

Оплата товаров через СБП выгодна для торговых точек, но пока малопривлекательна для людей. Как сегодня банки поощряют клиентов платить по QR-коду и какие перспективы у подобных программ лояльности?

Кэшбэк за платежи по QR-кодам: быть или не быть?
Фото: ИА «БанкИнформСервис»
Российские банки планомерно вводят вознаграждение за оплату покупок по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП). Для торговых точек этот способ расчётов с потребителем выгоден за счёт комиссии, более низкой, чем в классическом эквайринге. Для потребителя СБП даёт возможность расплачиваться с помощью телефона и фактически является заменой Apple Pay и Google Pay, которые перестали функционировать в России. Однако, даже несмотря на очевидные преимущества, проникновение этого способа платежей до сих пор остаётся крайне невысоким. По оценкам экспертов ВТБ, в 2022 году доля таких платежей в общем объёме безналичных транзакций не превысила и нескольких процентов.

Одна из главных причин - недостаточная мотивация потребителя. Освоить новый способ оплаты требует усилий, а никаких бонусов за это не предоставляется. Даже кэшбэк, который начисляется за стандартные платежи по карте, при оплате по QR-коду не доступен. Понимая это, участники банковского рынка всерьёз задумались над созданием стимулирующих акций и программ.

В конце прошлого года кэшбэк за оплату покупок через СБП ввели сразу три банка: Банк Синара, Альфа Банк, МКБ.

В Банке Синара кэшбэк начисляют рублями, но пока это акционное предложение, ограниченное по времени: с 1 декабря 2022 года по 31 января 2023-го. «Акция показала, что популярность оплаты по QR-коду продолжает расти. Клиенты понимают удобство, можно заплатить «телефоном», как и раньше, не имея при себе пластиковой карты, а QR-back делает такую оплату ещё и выгодной», - сообщили в пресс-службе банка. Но в кредитной организации не уточнили, собираются ли продлевать акцию или вводить подобные условия на регулярной основе.

В Альфа Банке начисление кэшбэка за покупки через СБП доступно с 19 ноября. Начисляется он не за все операции, а только за покупки у партнёров. «Вся информация о том, за какие операции клиент получит кэшбэк, отражается в карточке акции на витрине партнёрских предложений в Альфа-Мобайл и Альфа-Онлайн», - пояснили в банке. Список партнёров акции периодически меняется, на данный момент в нем 9 компаний из разных сфер с разным размером кэшбэка. Самый высокий процент возврата (14%) начисляется за покупки в онлайн-магазине с доставкой «Самокат».

В МКБ кэшбэк по операциям через СБП стал составной частью основной программы лояльности «МКБ Бонус». Кэшбэк начисляется всем держателям карт банка автоматически, его размер составляет от 1% до 7% в зависимости от категории, которую выбирает клиент в программе лояльности.

«Мы видим, что оплата с помощью QR-кодов востребована на рынке. В 2022 году люди на 63% активнее, чем в 2021 году, проводили оплату по QR-кодам. Рассчитываем, что начисление кэшбэка за платежи с помощью QR-кодов повысит лояльность клиентов к банку, сделает их ежедневные траты удобнее и выгоднее», - объясняет такое решение руководитель блока розничного бизнеса МКБ Алексей Охорзин.

Акции банков пока всё же остаются единичными, но это, вероятно, лишь временно. В январе руководство Национальной системы платеных карт объявило о планах по созданию единой платформы лояльности для держателей карт «Мир» и пользователей Системы быстрых платежей. Планируется, что этот шаг стимулирует запускать собственные программы лояльности в рамках платформы банки и магазины, принимающие платежи через СБП.

«Прежде всего новая платформа будет полезна небольшим торговым точкам, у которых меньше ресурсов для формирования собственной программы лояльности. Процент комиссионного вознаграждения по СБП-платежам со стороны магазинов сегодня существенно ниже, чем в рамках традиционного эквайринга - это помогает предпринимателям экономить, а появление кэшбэка и других опций лояльности дополнительно привлечёт покупателей и позволит бизнесу сделать клиентам спецпредложения. В результате к концу года мы можем увидеть кратный рост количества торговых точек, принимающих платежи через СБП», - считает директор департамента по работе с массовым сегментом, старший вице-президент ВТБ Денис Вальвачев.

По прогнозам ВТБ, по итогам 2023 года доля платежей с помощью QR-кодов может составить до 10% от общего объёма безналичных транзакций.

Впрочем, далеко не все участники рынка сегодня готовы включаться в процесс по созданию дополнительных стимулирующих программ. Так, в УБРиР основным инструментом расчётов на ближайшее время видят именно карты. «Для массового старта оплаты через QR-коды должен сложиться ряд факторов: инфраструктура, экономика процесса по сравнению с картами, недоступность или сверхдороговизна пластиковых карт», - подчеркивает руководитель центра развития карточного бизнеса УБРиР Алексей Волошин.

Источник: ИА «БанкИнформСервис»

Просмотров: 890
Читайте нас в
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

Банк Рейтинг
на 09.02.2023
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее