Эксперты «Открытие Авто» на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение ноября 2022 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Выяснилось, что за последний месяц осени подешевели сразу 14 моделей машин. Причем если кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Santa Fe и BMW X5, а также баварские седаны третьей и пятой серий стали доступнее всего в пределах десятых долей процента, то Toyota LC Prado, Kia K5, Lada Vesta и Hyundai Tucson — на 3-4%. При этом сильнее других сокращали «аппетиты» продавцы Lada Largus — на 5%. В то же время против тенденции рынка ярче других выступил Renault Duster, который подорожал на 7%.
В отличие от рынка новых автомобилей, который весь текущий год лихорадит так, как, пожалуй, еще никогда в нынешнем столетии, ритейл машин с пробегом продолжает жить по более стабильным и понятным законам коммерции. По крайней мере, всё, что касается изменения спроса и предложения, а также сроков продажи товара, на нем происходит волне прогнозируемо.
Так, на подиуме нашлось место сразу двум автомобилям Lada — это универсал Largus и седан Vesta. Прайсы обеих машин весной текущего года резко «перепрыгнули» психологически высокую отметку в миллион рублей. Однако к ноябрю завышенные ожидания владельцев таких Lada рынок подверг корректировке. Первая модель в среднем стала стоить 1,01 миллиона рублей (-4,9% к октябрю), вторая — 1,07 миллиона рублей (-3,6%).
Между ними в топ-3 по динамике снижения цен расположился Hyundai Tucson (2,84 миллиона; ?3,7%). Здесь можно говорить о том, что продавцы этой модели отреагировали на появление таких же машин на вторичном рынке, завезенных частными лицами из Казахстана и Южной Кореи. Они оказались дешевле тех, которые производил «Автотор».
В пределах 3,2-3,3% подешевели за ноябрь все еще популярные в такси Kia К5 и образец выносливости — Toyota LC Prado. В свою очередь, кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Santa Fe и BMW X5, а также баварские седаны третьей и пятой серий стали доступней всего в пределах десятых долей процента. У поклонников Nissan Qashqai, Hyundai Solaris и Creta, а также Lada Niva Legend появилась возможность купить их дешевле на 1,2-1,9%.
При этом в нашем топ-20 нашлось даже четыре модели, которые в ноябре стали стоить в среднем дешевле, чем до спецоперации на Украине и начала резкого подорожания. Это Kia K5 (2,52 миллиона, ?1,6% к январю), Hyundai Creta (1,65 миллиона, ?0,3%), BMW X5 (7,67 миллиона, ?8,5%) и BMW 3 (3,6 миллиона, ?4,4%).
В то же время есть и автомобили, которые вразрез тенденции рынка подорожали в ноябре. Их шесть. У Mazda CX5 прибавка оказалась почти незаметной и ограничилась десятыми долями процента. А вот Mitsubishi Outlander, Kia Rio и Volkswagen Tiguan выросли в цене на 1,4-1,7%. Более чем на 50 тысяч рублей (или 2,9%) прибавила в средней цене Skoda Octavia. И наконец, ярче других проявил себя Renault Duster, подорожав на 100 с лишним тысяч рублей, до 1,62 миллиона или на 7%.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за ноябрь 2022 года
№ |
Марка и модель |
Средняя цена в янв. 22 |
Средняя цена в окт. 22 |
Средняя цена в нояб. 22 |
Динамика нояб./янв. 22 |
Динамика нояб./окт. 22 |
1 |
Lada Largus |
942 558 |
1 058 365 |
1 006 193 |
6,70% |
-4,90% |
2 |
Hyundai Tucson |
2 629 844 |
2 945 011 |
2 837 436 |
7,90% |
-3,70% |
3 |
Lada Vesta |
988 394 |
1 105 614 |
1 065 654 |
7,80% |
-3,60% |
4 |
KIA K5 |
2 561 575 |
2 606 542 |
2 521 633 |
-1,60% |
-3,30% |
5 |
Toyota Land Cruiser Prado |
5 449 280 |
5 845 910 |
5 659 109 |
3,90% |
-3,20% |
6 |
Lada Niva Legend |
923 222 |
988 514 |
970 146 |
5,10% |
-1,90% |
7 |
Hyundai Creta |
1 654 977 |
1 681 336 |
1 649 246 |
-0,30% |
-1,90% |
8 |
Hyundai Solaris |
1 258 894 |
1 316 845 |
1 294 199 |
2,80% |
-1,70% |
9 |
Nissan Qashqai |
1 861 363 |
1 919 327 |
1 895 781 |
1,80% |
-1,20% |
10 |
BMW X5 |
8 378 965 |
7 735 349 |
7 667 020 |
-8,50% |
-0,90% |
11 |
Hyundai Santa Fe |
3 494 243 |
3 659 103 |
3 636 831 |
4,10% |
-0,60% |
12 |
BMW 5 |
4 421 141 |
4 566 793 |
4 543 182 |
2,80% |
-0,50% |
13 |
BMW 3 |
3 770 432 |
3 607 518 |
3 604 733 |
-4,40% |
-0,10% |
14 |
KIA Sportage |
2 174 298 |
2 572 252 |
2 571 778 |
18,30% |
0% |
15 |
Mazda CX-5 |
2 603 210 |
2 754 317 |
2 773 128 |
6,50% |
0,70% |
16 |
Mitsubishi Outlander |
2 190 914 |
2 310 638 |
2 343 970 |
7,00% |
1,40% |
17 |
KIA Rio |
1 275 184 |
1 352 893 |
1 373 280 |
7,70% |
1,50% |
18 |
Volkswagen Tiguan |
2 861 672 |
2 811 279 |
2 858 993 |
-0,10% |
1,70% |
19 |
Skoda Octavia |
1 901 021 |
1 845 779 |
1 898 942 |
-0,10% |
2,90% |
20 |
Renault Duster |
1 438 407 |
1 511 452 |
1 616 512 |
12,40% |
7,00% |
Источник данных: компания Haraba
* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Едва ли не главные особенности нашего рынка автомобилей с пробегом остаются прежними: это крайне низкая по сравнению с многими западными рынками представленность официальных дилеров в этой сфере, дефицит качественных машин со своевременным обслуживанием и прозрачной историей. Именно поэтому на рынке особенно востребованы автомобили до трех лет, сегмент которых мы рассматриваем в этом аналитическом обзоре. Такие машины еще не успели сменить большое количество владельцев, «накатать» огромные пробеги, износиться в части основных агрегатов и узлов и могут служить достойной альтернативой дефицитным новым транспортным средствам. При этом их продавцы вынуждены гибко и более оперативно реагировать на все изменения рынка, которые происходят в нашей стране.
В целом в ноябре мы продолжали видеть корректировку цен в сторону уменьшения вслед за снижением трафика на вторичном рынке. Однако в ближайшие одну-две недели в преддверии новогодних покупок тенденция едва ли сохранится. К тому же она точно не коснется кроссоверов японских марок: частота корректировки ценников в сторону снижения в этом сегменте по-прежнему меньше, чем у «корейцев» и некоторых «европейцев». Кроме того, вторичный рынок постепенно начинают заполнять паркетники из Китая. В основном они были куплены новыми один-два года назад за относительно небольшие деньги. Сейчас владельцы пытаются их продать на 30-40% дороже от цены покупки, что пока затруднительно из-за недостаточного опыта эксплуатации и доверия потребителей к китайским маркам на вторичном рынке.
В связи со всем вышесказанным сегмент подержанных автомобилей до трех лет перед Новым годом может быть подвержен особенно заметной волатильности.