Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в ноябре 2022 года. Несмотря на относительно скромные в абсолютных значениях цифры продаж и вполне стабильный курс рубля к основным валютам, цены самых популярных марок машин продолжали переписывать в сторону повышения. Этим успели отметиться, по данным НАПИ*, по две модели Chery, Exeed и Lada. Приятное для любого покупателя снижение прайса записал на свой счет лишь один кроссовер — Haval F7. Другие «китайцы» и еще ряд корейских и российских моделей, также попавших в наш список, сохранили прежние ценники.
Успех Chery и ее дочернего бренда Exeed на нашем рынке последнее время хорошо заметен. Суммарно обе марки в текущем году продадут более 40 тысяч автомобилей, причем порядка 12 тысяч из них придется на Exeed, который стал играть отнюдь не в демократичном сегменте кроссоверов за 3-5 миллионов рублей. Похоже, что именно внимание покупателей, вызванное как потребительскими качествами этих машин, так и отсутствием конкуренции со стороны европейских и японских марок, позволяет «Чери Автомобили Рус» активнее других дистрибьюторов увеличивать цены.
Так, больше других в ноябре прибавил самый крупный кроссовер марки Chery — Tiggo 8 Pro — на 4,7% относительно октября и на 73,4% относительно января текущего года. В итоге средняя цена модели составила почти 3,8 миллиона рублей. Разве что тем, кто готов воспользоваться кредитом и trade-in, дилеры при поддержке импортера могут предоставить определенные скидки. Вторая модель марки — Tiggo 7Pro — стала стоить в ноябре 2,71 миллиона рублей (+2,5% за месяц и 53% за 11 месяцев текущего года). Именно этот автомобиль делает марке кассу, в третьем квартале покупателей нашли 5,4 тысячи машин этой модели.
Компактный кроссовер дочернего бренда Chery — Exeed LX — технически делит одну базу с Tiggo 7 Pro, но продается на 518 тысяч дороже — за 3,23 миллиона рублей. LX появился на нашем рынке весной, но осенью дистрибьютор счел возможным увеличить его среднюю цену на 2,5%. Другой паркетник этой же марки — Exeed VX — поднимается все выше отметки в пять миллионов. В ноябре средняя цена машины прибавила 20 тысяч или 0,4%.
Дорожают и проверенные временем отечественные вседорожники семейства Lada Niva. За модель Travel стали просить в среднем 1,1 миллиона рублей (+2,2% к октябрю), за Legend — 986 тыс. руб. (+0,6%). Справедливости ради надо отметить, что суммарно за 11 месяцев текущего года эти российские автомобили прибавили в цене 13-19%. Это значительно меньше, чем многие иномарки.
В свою очередь единственной моделью в нашем списке популярных машин, которая получила в ноябре чуть более демократичный ценник, стал тульский кроссовер Haval F7 (2,73 миллиона рублей; — 4% к октябрю).
Цены на тринадцать других моделей списка в ноябре не изменились. В этот раздел попали Exeed TXL, по три автомобиля Lada (Granta, Vesta, Largus), Hyundai (Creta, Tucson, Santa Fe) и Geely (Coolray, Atlas Pro, Tugella), а также Haval Jolion, Changan CS35 Plus и Kia Rio.
Цены большинства легковых автомобилей дистрибьюторы продолжают удерживать на уровне, который находится гораздо выше покупательной способности населения. Именно этот факт среди прочих не дает рынку возможности расти, а многим китайским импортерам продать в этом году больше автомобилей, чем в 2021-м, когда их конкуренция с западными марками была гораздо сильнее. Относительно января текущего года рост цен хотя бы в какой-то мере старается отыграть назад разве что Haval. Остальные китайские производители отнюдь не спешат быть ближе к покупателю, объясняя подорожание в 1,5-2 раза возросшими издержками на логистику.
В этом есть доля истины, но правда и в том, что все продавцы просто продолжают пользоваться сложившейся на российском авторынке ситуацией и стараться заработать по максимуму на пользующихся спросом брендах. Некоторые на условиях анонимности признаются, что даже не представляли, что их машины можно продавать в России так дорого.
В декабре покупатели смогут найти точечные скидки на машины из наличия. К примеру, дисконт по «китайцам» можно будет получить из-за роста конкуренции между большим количеством открывшихся в России шоу-румов, но не за счет снижении официальных прайсов. В целом, ни о каком серьезном понижении цен на авторынке речи все также не идет. Возможно, лишь к весне будущего года, если произойдет постепенное насыщение нашего рынка моделями новых китайских и российских марок, цены начнут более массово корректировать в сторону понижения.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике изменения цен за ноябрь 2022 года
| 
 №  | 
 Марка и модель  | 
 Средняя цена в январе 2022  | 
 Средняя цена в октябрь 2022  | 
 Средняя цена в ноябрь 2022  | 
 Динамика ноябрь 2022/январь 2022  | 
 Динамика ноябрь 2022/октябрь 2022  | 
| 
 1  | 
 Chery Tiggo 8 Pro  | 
 2 183 299  | 
 3 616 900  | 
 3 785 400  | 
 73,4%  | 
 4,7%  | 
| 
 2  | 
 Exeed LX**  | 
 __  | 
 3 149 900  | 
 3 233 233  | 
 __  | 
 2,6%  | 
| 
 3  | 
 Chery Tiggo 7 Pro  | 
 1 773 233  | 
 2 649 900  | 
 2 714 900  | 
 53,1%  | 
 2,5%  | 
| 
 4  | 
 Lada Niva Travel  | 
 974 100  | 
 1 080 100  | 
 1 104 000  | 
 13,3%  | 
 2,2%  | 
| 
 5  | 
 Lada Niva Legend  | 
 826 600  | 
 979 650  | 
 986 000  | 
 19,3%  | 
 0,6%  | 
| 
 6  | 
 Exeed VX  | 
 3 219 900  | 
 5 259 900  | 
 5 279 900  | 
 64,0%  | 
 0,4%  | 
| 
 7  | 
 Lada Granta  | 
 746 480  | 
 829 210  | 
 829 210  | 
 11,1%  | 
 0,0%  | 
| 
 8  | 
 Lada Vesta  | 
 1 117 202  | 
 1 382 282  | 
 1 382 282  | 
 23,7%  | 
 0,0%  | 
| 
 9  | 
 Lada Largus  | 
 977 082  | 
 1 423 536  | 
 1 423 536  | 
 45,7%  | 
 0,0%  | 
| 
 10  | 
 Haval Jolion  | 
 1 674 714  | 
 2 199 000  | 
 2 199 000  | 
 31,3%  | 
 0,0%  | 
| 
 11  | 
 Geely Coolray  | 
 1 621 990  | 
 2 577 990  | 
 2 577 990  | 
 58,9%  | 
 0,0%  | 
| 
 12  | 
 Geely Atlas Pro  | 
 2 072 990  | 
 3 036 990  | 
 3 036 990  | 
 46,5%  | 
 0,0%  | 
| 
 13  | 
 Geely Tugella  | 
 2 819 990  | 
 4 159 990  | 
 4 159 990  | 
 47,5%  | 
 0,0%  | 
| 
 14  | 
 Exeed TXL  | 
 2 799 900  | 
 4 299 900  | 
 4 299 900  | 
 53,6%  | 
 0,0%  | 
| 
 15  | 
 Changan CS35 Plus  | 
 1 532 400  | 
 2 074 900  | 
 2 074 900  | 
 35,4%  | 
 0,0%  | 
| 
 16  | 
 Hyundai Creta  | 
 1 588 706  | 
 2 148 706  | 
 2 148 706  | 
 35,2%  | 
 0,0%  | 
| 
 17  | 
 Hyundai Tucson  | 
 2 529 000  | 
 3 269 000  | 
 3 269 000  | 
 29,3%  | 
 0,0%  | 
| 
 18  | 
 Hyundai Santa Fe  | 
 3 285 111  | 
 4 577 333  | 
 4 577 333  | 
 39,3%  | 
 0,0%  | 
| 
 19  | 
 Kia Rio  | 
 1 172 400  | 
 1 592 400  | 
 1 592 400  | 
 35,8%  | 
 0,0%  | 
| 
 20  | 
 Haval F7  | 
 2 037 571  | 
 2 841 857  | 
 2 727 571  | 
 33,9%  | 
 -4,0%  | 
*Источник данных: НАПИ (Национальное агентство промышленной информации)
** старт продаж в марте 2022 года