Президент Сальвадора Найиб Букеле написал в твиттере, что его страна возобновит закупки биткоина и с 18 ноября будет приобретать по одному биткоину ежедневно. Новость не такая уж важная, особенно для расположенной на другом конце света России, однако за ней стоит весьма любопытная история.
Найиб Букеле, возглавляющий Сальвадор с 2019 года, зарекомендовал себя жёсткой и успешной борьбой сначала с преступностью, а потом с коронавирусом, что обеспечило ему поддержку населения. Гораздо меньше сальвадорцы одобряют запущенную президентом биткоинизацию экономики, однако именно она прославила на международной арене как самого Букеле, так и его страну (часто ли раньше в новостной ленте той же России появлялось маленькое центральноамериканское государство?).
С 7 сентября 2021 года биткоин стал официальной валютой Сальвадора наряду с долларом США (своей валюты у Сальвадора нет с 2004 года, и это не так уж необычно - доллар США в качестве внутренней валюты используют полдюжины маленьких стран и даже немаленькие Эквадор и Зимбабве). То есть, сальвадорцы могут использовать биткоин в повседневных расчётах, платить им налоги и т.п. Для популяризации новой валюты каждому, кто завёл криптокошелёк, кидали на него 30 долларов. Одновременно государство стало закупать биткоины, расходуя на это приличные по меркам Сальвадора бюджетные суммы.
На сегодняшний день, по данным портала BitcoinTreasuries, Сальвадор владеет 2381 биткоином, на покупку которых потратил свыше 107 млн долларов, что составляет примерно 2,5% годового бюджета страны (для сравнения: аналогичная доля российского бюджета составит порядка 600 млрд рублей). Но самое печальное, что изрядную часть своих биткоиновых запасов Сальвадор сделал на пике стоимости криптовалюты - по 50-60 тысяч долларов за биткоин (президент Букеле неизменно уверял, что покупает в преддверии роста), а средняя цена составила 45 тысяч долларов. Сейчас биткоин торгуется почти втрое дешевле - по 16,5 тысяч, и, похоже, даже Найиб Букеле порастерял оптимизм, раз намерен осторожно покупать по одному биткоину (в мае, когда курс упал до 30 тысяч, он разом купил 500 штук).
Запуская необычную денежную реформу, сальвадорский президент обещал, что она приведёт к росту и цифровизации экономики, поможет работающим за границей сальвадорцам посылать деньги домой и привлёчет туристов. Однако спустя год, по данным опроса, опубликованным Центральноамериканским университетом, три четверти сальвадорцев не пользуются биткоином и не хотят, чтобы страна продолжала его закупать.
А вот с туризмом кое-что получилось. Разумеется, обещания президента Букеле о строительстве целого города Биткоин-Сити с площадью в виде символа биткоина остаются несбыточными, но регулярное и многочисленное упоминание в СМИ привлекли к Сальвадору внимание туристов, в том числе и расплачивающихся биткоинами.