
В прошлом году Джой стала первым российским виртуальным ассистентом, который вел разговор с пользователем не заранее заготовленными фразами, а генерируя слова на лету при помощи нейросети ruGPT-2. Теперь же специально для Джой и Афины следующая версия модели на базе ruGPT-3 была дополнительно обучена для ведения диалогов в соответствии с характерами этих персонажей. Для общения с виртуальными ассистентами на произвольные темы был запущен особый режим непрерывного диалога - достаточно сказать Афине или Джой: «Давай поболтаем». Откроется диалоговое окно, в котором можно протестировать возможности новой нейросети - она будет генерировать ответы, имитирующие диалог с живым собеседником.
Пообщаться с Джой можно на любом умном устройстве Sber, в мобильных приложениях Салют или СберБанк Онлайн, а также телевизорах под управлением Салют ТВ. Если же предложить «поболтать» другому ассистенту семейства Салют, Сберу, то ответит еще одна современная языковая модель, основанная на архитектуре SBERT. У нее другой принцип действия - она не генерирует ответную реплику, а использует огромную базу заранее заготовленных фраз, из которой выбирает самую подходящую. А в диалоговом режиме ассистента Афины используются обе модели, поэтому ответить голосом этого виртуального ассистента может как SBERT, так и ruGPT-3.
Еще одно новое умение ассистентов Салют оценят те, кто часами не может определиться, что посмотреть вечером. Достаточно сказать: «Салют, посоветуй мне фильм» - виртуальные ассистенты зададут несколько вопросов, которые помогут подобрать кино в соответствии со вкусами и настроением пользователя. Ассистент может спросить пользователя, например, куда он отправится, если ему подарят машину времени - в прошлое или будущее? Идеальный пейзаж за окном - это норвежский лес или Средиземное море? Любит ли пользователь взрывы на экране? Проанализировав серию ответов, ассистенты порекомендуют фильм из коллекции онлайн-кинотеатра Okko.
Развитие эмоционального интеллекта ассистентов Салют - одно из важнейших направлений нашей работы. Нам очень важно, чтобы пользователи воспринимали ассистентов не как бездушных машин, которые механически выполняют разные задачи, а как собеседников, способных не просто понять запрос, но и вести осмысленный диалог. Нейросети, подобные ruGPT-3, помогают развивать возможности эмоционального интеллекта ассистентов, благодаря чему взаимодействие человека и техники выходит на качественно новый уровень
Константин Круглов
Старший вице-президент по новым цифровым поверхностям Сбербанка, CEO SberDevices
Версия ruGPT-3 для внешних разработчиков доступна на платформе SmartMarket - единой точке доступа ко всем технологиям Сбера.