Альфа-Банк - «Пульс малого бизнеса» показал тренд на повышение цен

Альфа-Банк - «Пульс малого бизнеса» показал тренд на повышение цен

Альфа-Банк представляет исследование «Пульс малого бизнеса», отражающее настроения предпринимателей во второй половине 2020 года. Все индексы восстановились с рекордно низких отметок, зафиксированных в начале пандемии, и вернулись к показателям июня 2019.

Совокупный индекс малого бизнеса вырос с минус 39 до минус 30. Как и ранее, предприниматели воспринимают ситуацию в своей компании позитивнее, чем в целом по стране. Индекс текущего состояния бизнеса вырос с минус 31 до минус 19. А индекс ожиданий от его развития преодолел нулевую отметку, поднявшись с минус 4 до плюс 9. Характерно, что ранее, начиная с 2019 года, восприятие перспектив своего бизнеса непрерывно ухудшалось, и только со второго полугодия 2020 индекс возобновил движение вверх.

Восприятие макроэкономической ситуации продолжает оставаться очень негативным: оно изменилось незначительно, с минус 76 до минус 72. Ожидания от изменений ситуации в стране чуть улучшились, с минус 44 до минус 37.

Исследование выявило новый тренд: малый бизнес пересматривает ценовую политику. Если ранее на протяжении длительного времени компании сокращали маржу в пользу потребителя, понижая цены и предлагая различные скидки, акции и маркетинговые предложения, то сейчас растет доля компаний, которые перешли к повышению цен. Это связано, в первую очередь, с ослаблением рубля и ростом издержек бизнеса, особенно в случае использования импортного сырья и оборудования. Также это может говорить о том, что малый бизнес исчерпал внутренние ресурсы, опустив планку прибыльности до минимальных уровней на фоне роста кредитной нагрузки. В следующем полугодии можно ожидать постепенного удорожания товаров и услуг.

Чтобы преодолеть последствия пандемии, 90% компаний предпринимали действия по сохранению клиентов и повышению их лояльности. В первую очередь, они улучшали качество сервиса (37%), предлагали новые товары и услуги (35%). 29% опрошенных зафиксировали цены. Еще 29% компаний ввели отсрочку платежей для своих клиентов. В большей степени это касалось сфер оптовой торговли, персональных услуг, образования и медицины. Доля компаний, повысивших цены, выросла с 3% до 8%. При этом 55% компаний делали акцент на онлайн-форматы взаимодействия с клиентами, 65% вкладывались в автоматизацию процессов.

Оценивая текущую ситуацию в своем бизнесе, опрошенные отмечали негативное влияние санкций (33%), особенно в оптовой, розничное торговле и производстве. Основные проблемы, с которыми сталкивался бизнес — снижение спроса и покупательской способности (47%), высокие налоги (44%), недостаток средств (38%), отсутствие поддержки государства (35%). Представители малого бизнеса стали чаще отмечать проблемы, связанные с коррупцией (17%) и частыми проверками проверяющих органов (11%), а также трудности перестройки бизнес-процессов под требования новых законов (13%).

Говоря о своем будущем, предприниматели отмечали, что наибольший положительный эффект могут иметь снижение налоговой нагрузки (69%), повышение потребительского спроса (59%) и смягчение политики банков в кредитовании бизнеса (38%).
С начала пандемии треть компаний получила внешнюю поддержку: 15% от государства, 14% от арендодателей, 10% от партнеров по бизнесу, 6% от поставщиков и подрядчиков, 5% от банков. При этом наиболее полной была помощь партнеров по бизнесу, поставщиков и подрядчиков. Оставшиеся 65% ответили, что не получили специализированной антикризисной поддержки. 17% компаний брали деньги взаймы у третьих лиц, 28% воспользовались традиционными банковскими услугами.
 
В опросе участвовало 3202 клиентов банка — индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.

Вопросы, задаваемые респондентам, охватывают следующие темы:

  • Бизнес-ожидания компании: оценка экономической ситуации в стране/ отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта
  • Финансовое положение компании и планы на будущее: прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха
  • Продажи и количество клиентов: частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов
  • Экспорт и импорт: доля в обороте, планы по изменению доли, влияние санкций
  • Профиль бизнеса: город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании.


На основе полученных ответов рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от ?100 до 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.

Индекс замеряется с 2015 года.

Источник:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК» (лицензия ЦБ РФ № 1326)
Просмотров: 1279
Читайте нас в