Юлия Власова, ПСБ: «2021 будет годом онлайн-кредитования и qr-эквайринга»

11.12.2020 10:21
Скопировать ссылку

Заместитель управляющего Уральским филиалом ПСБ в интервью «БанкИнформСервис» рассказывает о том, как банк и его клиенты прошли испытание коронакризисом и с какими новыми сервисами встречают 2021 год

Юлия Власова, ПСБ: «2021 будет годом онлайн-кредитования и qr-эквайринга»
Фото: предоставлено банком

Ситуация с пандемией внесла немало корректировок во взаимоотношения банков и их клиентов. За прошедшие полгода в банковской сфере произошло едва ли не больше изменений, чем за последние несколько лет. И кредитные организации, и предприниматели за это время сумели наработать новые инструменты и пришли к пониманию, как работать даже в таких непростых условиях, считает заместитель управляющего Уральским филиалом ПСБ Юлия Власова.

- Как изменились ваши отношения с бизнесом за последние полгода? Насколько ситуация, связанная с пандемией, повлияла на кредитование предпринимателей?

- Изменения - очень серьезные, потому что пандемия наложила определенный отпечаток как на состояние бизнеса в целом, так и на взаимодействие с банками. Основные обращения в этот период были связаны, в первую очередь, с реструктуризацией кредитов, предоставлением отсрочки погашения долга. Также было очень много заявок на участие в госпрограммах поддержки малого бизнеса - это программы кредитования от Минэкономразвития под 0% и 2% годовых. Сейчас эти программы уже завершены. В Уральский филиал ПСБ было подано более 2000 заявок. Мы подписали кредитных соглашений на сумму почти 1,6 млрд руб. с предприятиями малого и среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области.

Основные наши усилия были направлены на то, чтобы сохранить бизнес наших клиентов. Мы помогали предпринимателям разными способами. Ни одному клиенту не отказали в проведении реструктуризации. Более того, если того требовала ситуация, мы шли навстречу бизнесу и проводили не одну, а две и три реструктуризации, предоставляли отсрочки погашения. Могу сказать, что на данный момент многие уже вошли в график и возобновили платежи. Некоторые даже решили досрочно погасить кредиты.

- Какой бизнес чаще обращался - крупный, малый, средний?

- В основном, это были малые и микропредприятия, хотя были обращения и от компаний с большими оборотами из сегмента среднего бизнеса. В первую очередь, пандемия ударила по ресторанному, гостиничному бизнесу, грузоперевозкам, отдельным медицинским услугам и прочим компаниям, которые достаточно долго не могли работать из-за ограничений.

- Востребованы ли ваши собственные продукты для малого бизнеса? Или же все это время вы занимались только кредитами с господдержкой?

- На самом деле, мы параллельно продолжали финансировать клиентов и по другим направлениям деятельности. Факторинг, например, никогда не останавливали, он даже стал популярнее в этом году. Это довольно простой продукт для клиентов, который не требует залогового обеспечения. Многие из тех, кто ранее не пользовался этим продуктом, сейчас обратили на него внимание.

Второй продукт, который показал очень хорошую динамику с конца прошлого года, это банковские гарантии для малого бизнеса. Очень многие предприниматели начали принимать активное участие в тендерах, где обязательно требуются банковские гарантии. Как следствие, этот продукт в этом году стал очень популярен именно среди предприятий малого бизнеса.

Также хочу отметить, что мы не отказывались от собственных программ кредитования, не приостанавливали прием заявок, просто фокус клиентов в последние полгода был смещен на господдержку в силу обстоятельств. В ближайшее время у наших клиентов появится возможность получения кредитов онлайн на сумму до 10 млн рублей без обращения в офис банка.

- Какие новые сервисы стали доступны предпринимателям за этот период?

- Во время пандемии все вынуждены были уходить в дистанционные каналы общения и продаж. Мы за это время запустили открытие расчетного счета по видеосвязи. Также мы предоставили возможность предпринимателям не только подавать заявки на кредит онлайн, но и получать эти кредиты без обращения в офис банка. Всю процедуру можно было пройти дистанционно: заявка вместе со всеми необходимыми документами подавалась через сайт банка, решение об одобрении клиент получал на электронную почту или по sms. Далее компания дистанционно открывала расчётный счет по видеосвязи, куда переводились средства после подписания кредитного договора электронной цифровой подписью (ЭЦП).

- А в дальнейшем такой сервис может сохраниться не только для госпрограмм, но и для стандартных банковских кредитов?

- Да, сервис сохранился. Он разрабатывался в банке еще до пандемии. Это очень удобно для клиента.

- Сейчас ситуация в экономике еще остается достаточно сложной, и одна из ключевых задач для бизнеса - оптимизация расходов. Какие сервисы банк может предложить, чтобы помочь бизнесу сэкономить?

- ПСБ давно развивает направление эквайринга. В течение года у нас появилось очень много удобных и недорогих новшеств в этой области. Недавно банк запустил уникальный для рынка сервис, который позволил увеличить скорость зачисления наличной выручки на счета, открытые у нас. Возмещение осуществляется до трёх раз в день. Важно, что данная опция у всех клиентов подключается автоматически.

Также мы предложили предпринимателям сервис «электронный инкассатор». Мне очень нравится этот продукт. Это терминал, похожий на небольшой банкомат. Он может быть установлен непосредственно в торговой точке, а клиент таким образом получает возможность инкассировать выручку самостоятельно в любое удобное время, не отвлекаясь на приезд инкассаторов. При этом денежные средства поступают на расчетный счёт организации мгновенно, в любой момент ими можно воспользоваться. Здесь главное преимущество, на мой взгляд, - это безопасность, так как наличка не хранится в кассе. Это очень удобно для тех предприятий, где много расчетов проводится именно наличными, например, розничная торговля, заправки, общепит. В Екатеринбурге мы давно устанавливаем такие умные электронные инкассаторы.

Помимо этого, в октябре банк запустил возможность снимать деньги через кассы магазинов, где установлен терминал ПСБ. До 5 тысяч рублей при совершении покупки в торговой точке. Теперь, когда нужны наличные, не нужно искать банкомат, достаточно просто зайти в магазин. Кстати, это выгодно и бизнесу. Оказывая такой сервис у себя, предприниматель не только сокращает расходы на инкассацию, но и увеличивает продажи. Отмечу также новые сервисы оплаты по qr-кодам и безналичного перевода чаевых.

- Расскажите про оплату через qr-коды? В чем преимущество новинки?

- Оплата через QR-код по Системе быстрых платежей в ПСБ уже реализована. Недавно первый такой проект был запущен в Свердловской области - в Каменск-Уральском. Клиент доволен, и мы планируем масштабировать этот успешный опыт в Екатеринбурге и других городах области, так как у предпринимателей есть интерес к услуге. Экономия очевидна. Предпринимателю достаточно загрузить мобильное приложение на телефон, которое генерирует qr-коды для оплаты. Не нужно покупать дополнительное оборудование. Это очень удобно для микропредприятий - салонов красоты, маленьких магазинчиков. При оплате деньги на счет предприятия поступают мгновенно. Для покупателя тоже все предельно просто: он оплачивает покупку с помощью мобильного приложения своего банка, подключенного к системе быстрых платежей. На мой взгляд, qr-коды - это направление для развития на следующий год.

- Согласно исследованиям, многие россияне, которые опробовали этот способ оплаты, все же считают, что оплата картой более удобна. Как вы это объясните?

- Это дело привычки. Кто-то до сих пор снимает наличные, чтобы расплатиться в магазине, а кто-то уже и пластиковые карточки считает прошлым веком - в нашу жизнь вошла привычка рассчитываться телефонами. Приведу пример из личной жизни: на кассе супермаркета я показала кассиру телефон со скидочной картой, а затем приложила его к терминалу для оплаты. Мой пожилой родственник, который был со мной в тот момент, с удивлением спросил, что это я там фотографировала на кассе - неужели кассиршу? К новым технологиям люди долго привыкают, но потом все равно оценивают удобство пользования новыми сервисами. Так всегда было и будет. И у этого сервиса уже есть своя аудитория, которая будет только расти.

- Вы говорили, что недавно запустили также сервис безналичного перевода чаевых. Расскажите поподробнее, как это работает?

- Это специальная фишка, рассчитанная, прежде всего, на рестораторов. Она дает возможность принимать чаевые не наличными, а сразу на счета официантов. При оплате чека посетитель может самостоятельно ввести на POS-терминале размер чаевых и оплатить общую сумму как обычную операцию по банковской карте. Общий размер полученных чаевых в конце дня перечисляется на личную карту официанта. Такой проект успешно стартовал в некоторых московских ресторанах. В Екатеринбурге мы уже тоже готовы подключать клиентов к этому сервису.

- На какие продукты вы сегодня советуете обратить внимание бизнесу? Многие банки сейчас запускают акции, вводят льготные пакеты на обслуживание - в общем, идут навстречу бизнесу.

- На корпоративные карты. Это очень удобный сервис для предприятий. Было время, когда не все понимали, для чего они вообще нужны и почему удобны. Все привыкли выдавать наличные средства на оплату каких-то мелких хозрасходов. Сейчас же предприниматели уже активно используют корпоративные карты. Поехал в командировку, рассчитался корпоративной картой - и бухгалтеру все без чеков понятно, куда потрачены денежные средства.

Сейчас у нас действуют две акции по этим картам. Первая - это 10% кэшбэка за траты. Причём кэшбэк начисляется «живыми» деньгами. Вторая акция - 10% скидка при оплате бензина через приложение Яндекс.Заправки, она распространяется на корпоративные карты MasterCard. Хорошая экономия!

Также мы постоянно проводим акции по расчетно-кассовому обслуживанию. Из последнего - всем новым клиентам, пришедшим по программам господдержки, мы открывали счета бесплатно и делали бесплатным обслуживанием на полгода.

- Как банк себя чувствует сейчас?

- Позитивно. Мы наблюдаем рост нашей клиентской базы. Есть компании, которые начинают возвращаться к своим инвестпрограммам. Сейчас уже у клиентов есть понимание, что они готовы открывать новые направления, что-то строить, покупать недвижимость, вкладываться. И это хороший сигнал.

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 4710
Читайте нас в