Логично, что в марте началась просадка в сфере платных услуг - их оборот упал сразу на 4,4% г./г. Это, как мы понимаем, первая из опубликованных Росстатом цифр, отражающая негативное влияние кризиса. При этом напомним, что мартовские данные лишь слегка отражают эффект ограничительных мер - на март пришлось лишь два дня из них.
Судя по оперативным данным ритейлеров и агентства Ромир, продуктовый ритейл продолжает рост и в апреле. Поддерживают ситуацию несколько факторов:
1) большинство продовольственных форматов ритейла работают в обычном режиме, несмотря на режим самоизоляции (в отличие от подавляющего большинства непродовольственных ритейлеров);
2) население продолжает предъявлять повышенный спрос на товары первой необходимости даже в апреле (хотя темпы продаж снизились по сравнению с мартом);
3) отмечается переток трафика из сегмента сферы непродовольственных товаров и в особенности - услуг, гостиниц и ресторанов (HoReCa - одна из наиболее пострадавших от ограничительных мер отрасль; практически весь общепит закрыт для посещения и может рассчитывать лишь на доставку еды; гостиницы и туристическая отрасль в целом страдает еще сильнее, то же самое касается бытовых услуг). Средства, которые люди обычно тратили на общепит, ряд бытовых услуг, планировали использовать на туризм (в т.ч. и на расходы на питание в поездке) теперь в большей степени идут на финансирование покупок в традиционных форматах продуктового ритейла.
Стоит отметить, что, хотя переток в марте-апреле, вероятно, и будет поддерживать продуктовый ритейл, не стоит забывать о факторе ухудшения потребительского спроса из-за сокращения доходов населения (см. наш обзор от 27 апреля 2020 г.). Поэтому, как и в кризис 2015 г., продовольственный товарооборот не избежит падения, которое, судя по всему, проявится уже в мае. За этот год в целом из-за падения доходов и заметного снижения доступности кредитов мы ожидаем, что потребительский спрос упадет приблизительно на 6% в реальном выражении.