И реже - на отдых и бытовую технику
В НАФИ такую динамику связывают со «снижением покупательной способности населения», в результате которого образование становится «менее доступным, в какой-то степени элитарным», а люди предпенсионного возраста понимают, что в старости придётся больше рассчитывать на сбережения и меньше - на помощь детей и собственно пенсию.
При желании те же выводы можно распространить на резкий рост доли респондентов, чьей целью является недвижимость (с 9% до 16%) или автомобиль (с 4% до 12%). Мол, люди уже не могут купить эти объекты без долгого накопления средств. Однако на деле ситуация скорее обратная - на квартиру или авто стали копить люди, ранее копившие на менее дорогие вещи (а теперь способные купить их сразу). Об этом свидетельствует снижение доли респондентов, тратящих сбережения на отдых (с 26% до 20%) и на вещи вроде мебели или бытовой техники (с 13% до 9%). При обнищании населения популярность этих ответов должна была бы вырасти, но наблюдается обратная динамика.