Размышляем, зачем нужны мелкие монеты, оттягивающие кошельки и карманы, и могут ли их упразднить в ближайшее время

Любая более или менее развитая денежная система требует наличия разменной денежной единицы. Она необходима для расчётов за товары и услуги, размер которых в свою очередь выражен дробными единицами измерения - граммами при покупке весовых продуктов, секундами при телефонных разговорах, долями процента при использовании вкладов и кредитов и т. д. Эта бытовая потребность приводит к простому экономическому правилу - между математическим порядком «среднего чека», то есть сумм, которыми люди оперируют в повседневных расчётах, и порядком мелкой денежной единицы должно сохраняться определённое соотношение. В зависимости от конкретных условий это соотношение колеблется от трёх до четырёх порядков, в современных экономиках оно обычно ближе к четырём порядкам. Проще говоря, разменная единица составляет примерно тысячную часть среднего чека.
Насущность этого правила легко отследить по историческим и современным примерам. Скажем, во времена Российской империи, когда один рубль был значительной суммой (в середине XIX века на него можно было купить мешок картофеля или пару кур), в ходу были полушки - монеты в четверть копейки. В наши дни в странах, где основная денежная единица является крупной суммой, местная «копейка» равна не сотой её части, а тысячной (так, кувейтский и бахрейнский динары равны 1000 филсов, а ливийский динар - 1000 дирхамов). Во времена советского «застоя» средний чек измерялся рублями, соответственно широко использовались монеты в 1, 2 и 3 копейки, на которые даже можно было приобрести мелкие товары. В более близкий нам период конца 1990-х - начала 2000-х годов порядок среднего чека составлял десятки рублей, поэтому монеты в 2 и 3 копейки были уже неактуальны - на них ничего нельзя было купить, но копейка сохраняла актуальность как разменная единица. Сейчас мы оперируем уже сотнями рублей (по данным исследовательского холдинга «Ромир» средний чек в 2019 году колеблется от 515 до 560 рублей, средний размер ритейловой безналичной операции, по данным ЦБ РФ, составляет 766 рублей). Как следствие, роль разменной денежной единицы перешла к десяткам копеек, и монеты в 1 и 5 копеек почти перестали использоваться. Однако полный отказ от копеек станет возможен только при среднем чеке, исчисляемом тысячами рублей (именно это произошло в середине 1990-х с доденоминационными деньгами). А учитывая стабильно небольшой уровень инфляции в последние годы, в обозримом будущем роста расходов на порядок нам опасаться не приходится. Соответственно, и от копеек отказываться ещё рано.
Вариант «оставить копейки для безналичных расчётов, но отказаться от монет» не учитывает реалии денежного обращения. Несмотря на форсированное развитие безнала в России, его доля лишь немногим превышает половину, и, по данным Центробанка, наши граждане до сих пор снимают в банкоматах наличными больше, чем тратят по картам в торгово-сервисных точках. Наличные деньги, в том числе и мелкие, остаются насущной необходимостью.
Впрочем, есть ещё один резонный вопрос. Как было отмечено выше, фактически разменной единицей в современной России являются десятки копеек. Так может, стоит по украинскому примеру отказаться от самых мелких номиналов - 1 и 5 копеек, сохранив копейку как расчётную единицу? Да, такой шаг был бы для нашей экономики безболезненным, но и бессмысленным. Монеты в 1 и 5 копеек не чеканятся уже семь лет и почти не участвуют в обороте, следовательно, расходы на их производство отсутствуют, а расходы на транспортировку и прочее «обслуживание» минимальны. Зачем искусственно ускорять процесс, происходящий естественным путём?
А вот частично утилизировать фактически невостребованные мелкие монеты, наверное, стоит. На сегодняшний день в кошельках, копилках и деньгохранилищах страны лежит свыше 7 млрд однокопеечных и 6 млрд пятикопеечных монет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.