Уральский банк реконструкции и развития представил новый мини-терминал для приема безналичных платежей «в полях». Вместе с реальным предпринимателем мы протестировали устройство на профпригодность
Законодательные изменения подхлестнули новую волну интереса к переносным терминалам. Это решение оказалось наиболее выгодным для малого и микробизнеса, которые до сих пор обходились исключительно наличкой. Появились даже несколько разных видов мобильных терминалов.
Первый, самый ранний тип таких терминалов имеет классический вид обыкновенного устройства для приема карт в стационарных магазинах. Единственное отличие - его не нужно подключать к сети и кассовому аппарату, он может работать автономно вне магазина.
Устройство немаленькое, но зато имеет отсек для кассовой ленты, так что по всем покупкам можно легко выдавать клиенту чек.
Практически такие же терминалы вы каждый день можете увидеть в любом магазине. Теперь они появились и во многих курьерских службах самых разных компаний.
Вторая разновидность мобильных POS-терминалов представляет собой приставку для смартфона, в народе она получила название «втычка» (первым такой терминал представил Банк24.ру, аналогичные устройства сегодня предлагает клиентам, например, ВТБ24, Альфа-Банк). Этот терминал гораздо компактнее своего предшественника, но реальные чеки не выдает.
Для работы с таким терминалом обязательно нужен смартфон с установленным на него специальным приложением.
Пример мобильного терминала, работающего в паре со смартфоном или планшетом.
Последняя новинка рынка - терминалы, объединившие в себе преимущества обеих моделей. Они, с одной стороны, достаточно компактны и мобильны, а с другой - уже не привязаны к смартфонам.
В Екатеринбурге такие терминалы пока предоставляет только Уральский банк реконструкции и развития.
Мы провели тест-драйв эксклюзивной новинки. Оценить устройство со всей строгостью нам помогает реальный предприниматель - Елена Михайловская. У Елены собственный магазин товаров для животных «ЗооАзбука» (бывший «Любимчик»). До недавнего времени одна из торговых точек Елены базировалась в ТЦ «КомсоМОЛЛ», но из-за постоянных проблем с перекрытием подъездов к нему, магазин пришлось временно закрыть. С приостановлением работы на этой точке бизнес не закончился: у предпринимательницы осталось еще два магазина по городу. Однако и наработанную базу клиентов в этом районе терять не хотелось и Елена занялась разработкой интернет-магазина, а постоянным покупателям предложила делать заказ по телефону с доставкой на дом. Наличие мобильного терминала в такой ситуации стало критически важным.
Владелец зоомагазина Елена будет помогать нам в тест-драйве нового мобильного терминала от УБРиР.
Встречают по одежке
Мобильный POS-терминал нового образца похож на смартфон и по габаритам, и по весу, и по дизайну. «Это удобно, - сразу отмечает Елена. - Его можно положить даже в маленькую женскую сумочку». Единственное, что сразу отличает устройство от телефона - это маленький экран и большие клавиши. Экран используется для вывода информационных сообщений, а клавиши - для управления.
Стрелки для навигации меню на клавиатуре не обозначены. Это, впрочем, не мешает довольно быстро и легко разобраться с его управлением.
«В целом интерфейс интуитивно понятен. Меню на русском языке, лишними пунктами и функциями не захламлено. Важный нюанс: на клавиатуре не обозначены стрелки для передвижения по меню. Их роль выполняют цифры: 2 - вверх, 8 - вниз, 4 - влево, 6 - вправо. Это распространенная практика на телефонах и, в принципе, догадаться об этом несложно. Но при первом использовании может изрядно озадачить владельца. Маленький, а оттого досадный минус», - делится впечатлениями предприниматель.
Для связи с банком, как и во всех остальных аналогичных устройствах, используется обыкновенная сим-карта. Привязки к какому-то конкретному оператору нет, главное - чтобы он предоставлял услугу GPRS-интернет. Из расходов - только интернет-трафик, который даже в самые продуктивные с точки зрения безналичных покупок месяцы редко превышает 30 рублей в месяц.
Заряжается мобильный терминал как обыкновенный телефон или любой другой современный гаджет от сети через USB-кабель. А значит, его можно подзарядить в машине - это удобно для бизнеса с курьерской доставкой или, например, служб такси. Впрочем, полной батареи устройства и так должно хватить на полный рабочий день: как заявлено в инструкции, аккумулятор держит заряд до 8 часов. Больше того, производитель обещает, что до -15 устройство работает без потерь энергии.
Зарядить терминал можно даже в машине через кабель USB. Это плюс.
Внешний вид нового терминала радует не только предпринимателей, но и покупателей. «Клиенты с интересом спрашивают: «Ой, что это за штука у вас такая?». Для них, мне кажется, наличие таких современных гаджетов - это показатель того, что магазин развивается и не боится использовать новые технологии», - говорит Елена.
Платежи: просто, но без чека
Работает терминал предельно просто: вставляем чипом или прокатываем магнитной полосой карту, продавец вводит сумму, а покупатель пин-код. И вуаля! Схема стандартная для всех терминалов.
Устройство может работать со всеми типами карт - и с магнитной полосой, и с чипом.
Пробуем на практике. С первой попытки совершить покупку не удается. Терминал сообщает об ошибке чтения карты. Мы повторяем все манипуляции еще раз, но наш трюк не срабатывает: терминал отказывается принимать карту. Елена говорит, что с отказами терминала по карте VisaElectron она уже несколько раз сталкивалась, но в большинстве случаем платежи все-таки проходят без проблем.
Приходится мне достать из кошелька еще одну карту - другого банка и другой категории (Standart вместо Electron). На этот раз успех!
Оплата прошла, котики покупкам обрадуются.
Позднее в банке нам пояснили, что причину неполадок нашли и исправили: «Оборудование новое и на этапе тестирования небольших ошибок, увы, не избежать, но мы стараемся их устранять оперативно», - говорят банковские специалисты.
Некоторые карты VisaElectron терминал не считывал - это минус. Но в банке заверяют, что все исправили, - это плюс.
Кассовый чек после покупки не выдается. Впрочем, по закону это и не обязательно, поясняют в банке. «Составление документов не подразумевает именно печать чека устройством. Документ может быть создан любым способом на бумажном или электронном носителе», - говорят специалисты УБРиР.
Сейчас в банке разрабатывают сервис «электронный чек», когда все данные о покупке приходят в виде sms на телефон покупателя. В этом же сообщении будет ссылка на скачивание электронного чека, который можно распечатать.
Получить традиционный кассовый чек при покупке по такому терминалу, нельзя. Покупателям, для которых важно бумажное подтверждение операции, Елена выписывает товарный чек.
По наблюдениям предпринимателя, отсутствие чека рядового покупателя смущает гораздо меньше, чем необходимость ввода пин-кода. На таком мобильном терминале - это единственный способ аутентификации клиента и отказаться от этой процедуры нельзя. «Некоторые люди, особенно владельцы карт без чипа, даже не помнят свой пин-код. Иногда спрашивают, а нельзя ли обойтись без ввода заветных четырех цифр. Для меня это удивительно - ведь это куда более безопасный способ оплаты покупок, чем просто подпись», - говорит владелица зоомагазина.
Стоит также отметить, что умный гаджет умеет не только принимать платежи, но и совершать возврат на карту и хранить архив операций.
Считаем выгоду
Эксклюзивное оборудование банк выдает в аренду бесплатно, но взимает комиссию с каждой операции. На этапе тестирования нового оборудования - в сентябре 2015 года - предприниматели платили сниженную комиссию - 1,8%. Однако спецпредложение было ограничено во времени. Сейчас комиссия на эквайринг с помощью миниPOS-терминала ровно стоимости эквайринга с использованием классического оборудования - 2,5%. Сумма комиссии может снижаться в зависимости от оборота.
В банке рассчитывают на то, что продукт будет популярен, прежде всего, среди компаний с курьерской доставкой. Также большие планы на оснащение устройствами служб такси, значительная часть которых безналичный расчет по-прежнему не принимают.
КомментарийИлья Скворцов, руководитель центра развития услуг дистанционного обслуживания УБРиР:- Сейчас у предпринимателей наблюдается потребность оптимизировать свои бизнес-процессы и выйти на новый сегмент клиентов, которые предпочитают расплачиваться картами. Поэтому мобильные терминалы будут отличным решением для бизнесменов, которые находятся в постоянном движении. Эти устройства могут стать незаменимы на выездных встречах, при доставке товара курьером или в службе такси.
Итого
Для меня, как для покупателя, новый POS-терминал имеет два больших плюса: выглядит стильно и современно - раз, позволяет рассчитаться безналом быстро и практически в любом месте - два. В общем, прикольный гаджет, который облегчает жизнь. Несколько смущает только отсутствие чека, но при подключенной услуге sms-уведомления необходимость в бумажном подтверждении операций практически отпадает. И если бы не досадный инцидент с непринятой картой, я бы смело поставила за тест-драйв «пять», но ставлю только «четыре». Ведь другой карты у покупателя может и не быть, или на счету может оказаться недостаточно денег. Будем надеяться, что это технический сбой, связанный с запуском нового оборудования.
Елена, в отличие от меня, оценить устройство может более тщательно - ей пользоваться терминалом приходится каждый день. Мы не стали ставить однозначную оценку, а разложили по полочкам все его плюсы и минусы. Первых оказалось больше.
Плюсы и минусы мобильного POS-терминала нового образца