Специально для Bankinform.ru адвокат коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Светлана Тарнопольская подготовила обзор изменений в законодательстве
Поправки, принятые Госдумой, не только переносят сроки вступления в силу закона, но и вносят определенные изменения в ранее установленный правовой механизм банкротства граждан.
Главным нововведением является передача рассмотрения дел о банкротстве граждан к подсудности арбитражных судов. Таким образом, широко обсуждавшийся вопрос о неготовности судов общей юрисдикции к рассмотрению данной категории дел, разрешен.
Много внимания уделено также детализации общих положений о порядке проведения самой процедуры. Так, установлен срок подачи гражданином заявления о банкротстве - он не должен превышать 30 рабочих дней с момента возникновения признаков несостоятельности. Также в поправках конкретизирован перечень документов, прилагаемых к заявлению. Период предоставления сведений о совершенных должником банковских операциях и операциях с электронными денежными средствами ограничен трехлетним сроком, тогда как прежняя редакция подразумевала, что необходимо отчитаться обо всех операциях такого рода, совершенных до подачи заявления (ну, то есть - чуть ли не с рождения).
Дополнительно расширены полномочия финансового управляющего по сбору сведений об имуществе должника - теперь он имеет право получать такие сведения не только от органов власти и местного самоуправления, но также от граждан и юридических лиц. Перечень оснований недействительности сделок, которые вправе использовать финансовый управляющий, дополнен указанием на возможность применения всех специальных норм о недействительности сделок. Конкретизированы нормы о вознаграждении финансового управляющего.
Также законодатель существенно расширил перечень подлежащих опубликованию сведений о ходе процедур банкротства, что можно расценивать как дополнительную меру по защите интересов кредиторов. Отметим, что расходы на публикацию таких расширенных сведений лягут на должника.
На защиту интересов кредиторов направлено также дополнение перечня обязательств должника-гражданина, которые сохраняют силу после завершения процедур банкротства. В частности, человек в ходе банкротства не сможет погасить обязательства, возникшие вследствие его привлечения к субсидиарной ответственности (то есть как руководителя или бенефициара юридического лица-банкрота).
Важные дополнения внесены в нормы о взаимодействии финансового управляющего с кредитными организациями. Согласно предлагаемым положениям финансовый управляющий обязан в течение пяти дней уведомлять кредитные организации, в которых у должника имеются счета и вклады, о введении процедур банкротства, в то время как ранее принятые положения не устанавливали срока уведомления. Если кредитная организация совершила операции по указанным счетам и вкладам, она может быть привлечена к ответственности, только если знала или должна была знать о введении реструктуризации.
Также законопроектом установлена возможность перехода к стадии реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации. По заявлению гражданина суд может признать его банкротом и перейти сразу к реализации имущества. Естественно, для этого есть целый ряд требований. Одно из основных - отсутствие дохода.
В целом большая часть изменений направлена на защиту интересов кредиторов и призвана решить наиболее проблемные вопросы введения в гражданский оборот такого масштабного института как банкротство граждан. С одной стороны, общественные отношения требуют введения института банкротства граждан, с другой - остается еще очень много проблем и нерешенных вопросов. Захочет ли законодатель решать эти вопросы «в боевых условиях» или попытается внести дополнительные поправки, еще отодвинув срок вступления закона в силу, спрогнозировать трудно.