Правительство запустит мегарегулятор финансов

07.09.12∕10:28

Новость о предполагаемом слиянии ЦБ и ФСФР взволновала всех участников финансового рынка. Эксперты высказывают различные мнения о возможных последствиях

В правительстве было принято решение рассмотреть возможность создания финансового мегарегулятора путем объединения ФСФР и ЦБ. Таким образом, глобальная реформа надзора на финрынке, о которой говорят уже больше десяти лет, впервые получила практическое оформление. Минфину и ряду других ведомств поручено в течение двух недель проработать возможность создания мегарегулятора.

Идея создания мегарегулятора вернула себе актуальность по итогам двух правительственных совещаний в конце августа 2012 года - у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В первом случае обсуждались вопросы о наделении ФСФР полномочиями по разработке нормативных актов (сейчас это полномочия Минфина) и расширении власти службы за счет полномочий Минтруда по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Однако уже на следующем совещании у господина Шувалова 28 августа обсуждение запроса главы ФСФР Дмитрия Панкина о выделении ему для реализации новых полномочий 400 новых сотрудников и дополнительного финансирования вылилось в более широкий проект - создание единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.

Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в РФ Международного финансового центра Александр Волошин. Предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Согласие последнего два не связанных между собой собеседника "Ъ" объясняют окончанием его контракта в ЦБ в июне 2013 года. Наиболее вероятным главой нового объединения в правительстве называют Алексея Кудрина.

В протоколе заседания зафиксирована довольно широкая формулировка - министру финансов Антону Силуанову поручено "проработать возможность создания мегарегулятора". Ее можно трактовать двояко: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР. И тут у чиновников с обеих сторон возникает вопрос о разнице в денежном содержании. Зарплата сотрудникам федеральных органов исполнительной власти оплачивается бюджетом, в то время как ЦБ платит своим работникам из прибыли, и заработки последних в три-четыре раза выше сотрудников федеральных служб.

Как бы там ни было, Минфину и ряду заинтересованных министерств и ведомств поручено в двухнедельный срок (исчисляется с 28 августа) подготовить проект создания нового органа финансового надзора. Новость о столь плотном приближении к реализации идеи мегарегулятора взволновала и чиновников, и рынки. В ФСФР от официальных комментариев вчера отказывались. "Сейчас срочно необходимо усиление ФСФР,- говорит источник, знакомый с ситуацией.- Потенциально создание мегарегулятора - это здорово, но в реализации этой идеи много юридических подводных камней: нужно менять закон о ЦБ, а также все законодательство на финансовом и страховом рынках. Это требует значительного времени"

. Тем временем участники рынка уже прикидывают, как скажутся идеи нового регулирования на их существовании. Как заявил "Ъ" зампред совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков, объединение в одном органе регуляторных и надзорных функций грозит конфликтом интересов. "Не думаю, что это даст позитивные изменения,- говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.- Во всем мире для разных отраслей существуют разные регуляторы. Финансовые рынки - это узкая сфера деятельности, и мало тех, кто в ней по-настоящему профессионален. ЦБ вряд ли сможет реализовать функции регулятора финансового рынка в полном, необходимом объеме". По мнению же главы НАУФОР Алексея Тимофеева, трудно представить, что ЦБ пойдет на приобретение функций по надзору за страховыми компаниями, НПФ, микрофинансовыми организациями и за эмиссией всех ценных бумаг без возможного права регулирования деятельности этих участников.

Представители же страхового сообщества опасаются резких движений. "Реорганизация не может быть частой,- заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим (напомним, в ФСФР ранее влили Росстрахнадзор).- Во время нее остаются без должного надзора участники рынка, растет количество мошенничеств".

Бывший банкир, ныне глава "Ингосстраха" Александр Григорьев и вовсе считает создание мегарегулятора в течение года мерой "неполезной": Слабое место в ФСФР с точки зрения подготовленности к надзору за региональными страховыми рынками - это региональные инспекции. ЦБ же за 20 лет выработал жесткую систему пруденциального надзора с ежедневным контролем балансов банков. Для страховщиков многие из этих процедур будут неясными и неудобными. Им нужен другой, небанковский надзор. Если сейчас вливать ФСФР в ЦБ и ЦБ начнет применять свои системы надзора, то он от этого только ухудшится, разбалансируется, говорит господин Григорьев.

Между тем, две недели от знакового совещания у Игоря Шувалова, в течение которых должны быть готовы предложения по реализации объединения ФСФР с ЦБ, истекают уже в следующий вторник.

Просмотров: 1015
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

Банк Рейтинг
1 ВТБ 1000
2 РОСБАНК 857
3 Сбербанк (Уральский банк) 770
4 (+4) Солидарность Банк 364
5 (+1) Абсолют Банк 316
6 (+3) Примсоцбанк 295
7 (+3) Банк «Открытие» 278
8 (-1) Россельхозбанк 275
9 (-5) Запсибкомбанк 235
10 (+10) Альфа-Банк 190
11 (-6) Азиатско-Тихоокеанский Банк 170
12 Уральский банк реконструкции и развития 131
13 Банк «НЕЙВА» 131
14 (+2) Банк УРАЛСИБ 117
15 (-1) ЧЕЛИНДБАНК 94
16 (+6) Банк «РОССИЯ» 93
17 (+7) СДМ-Банк 91
18 (+1) ВУЗ-банк 87
19 (-2) Банк СОЮЗ 86
20 (-5) Экспобанк 85
на 23.01.2020
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее