ВУЗ-банк отмечает 20-летие

05.09.11∕14:13

Сегодня, 5 сентября 2011 года одному из старшейших банков Уральского региона - ВУЗ-банку - исполнилось 20 лет. О прошлом и будущем ВУЗ-банка мы беседуем с его председателем правления Андреем Золотухиным

Сегодня, 5 сентября 2011 года одному из старейших банков Уральского региона - ВУЗ-банку - исполнилось 20 лет.

В 1991 году идею преподавателей Свердловского института народного хозяйства, ныне Уральского государственного экономического университета открыть коммерческий банк поддержали не только другие вузы, но и промышленные предприятия Екатеринбурга. Начав с обслуживания клиентов в небольшой комнате университета, ВУЗ-банк за 20 лет превратился в один из ведущих банков региона. По итогам последнего рейтинга ЦЭА " Интерфакс" за второй квартал 2011 года ВУЗ-банк по объему активов вошел в ТОП-300 крупнейших финансово-кредитных учреждений России, заняв 234 строчку рейтинга. За второй квартал его активы выросли на 9,2%, собственный капитал - на 16,94%.

Поначалу деловая среда к происхождению этого банка относилась несколько скептически, полагая, что из него вырастет лишь своего рода «учебный» банк. Однако молодой и амбициозный коллектив очень быстро доказал, что это не так. Мало того, именно близкая связь с вузовской наукой позволила этому банку быстрее других находить инновационные решения и внедрять на практике.

ВУЗ-банк стал одним из первых региональных банков, которые начал продвигать на розничном рынке международные пластиковые карты, в начале 2000 годов в период острой нехватки ресурсов для развития промышленности ВУЗ-банк выступил инициатором организации в регионе синдицированного кредитованная, ВУЗ-банк стал первым в России, выпустившим международную карту Visa-Smart с имплантированным чиповым модулем.

Сегодня ВУЗ-банк продолжает свое успешное развитие в составе финансовой группы»Лайф, сохраняя традиции и постоянно добавляя новый опыт, методики, технологии.

О прошлом и будущем ВУЗ-банка мы беседуем с его председателем правления Андреем Золотухиным

- Андрей Александрович, за 20 лет банковская система России пережила несколько серьезных финансовых кризисов. На ваш взгляд, сегодня есть угроза появления новой волны?

- Мы живем по-настоящему в глобальном мире, поэтому внимательно следим за поведением фондовых рынков, решениям правительства США и европейских стран. Снижение рейтинга США, безусловно, было тревожной новостью: экономика номер один в мире вступила в негативную полосу. Я, честно говоря, поначалу улыбался, считая, что это не что иное как спектакль, разыгранный политиками, но нервная реакция инвесторов показала, что на самом деле все достаточно серьезно. Это означает, что мир пока окончательно так и не вышел из кризиса и его глубинные причины никуда не исчезли.

- Чем это может обернуться для российской экономики?

- Такого обвала как в 2008 году не будет. Нынешняя паника на рынках может обернуться для нас сокращением притока западных денег и снижением цен на нефть, что чревато ростом дефицита бюджета и, соответственно, возможным ускорением инфляции.

- На банковской сектор это каким-то образом повлияет?

- Ситуация в банковской сфере России сейчас стабильна, ликвидности достаточно, поэтому никаких негативных сценариев мы не ожидаем. Другое дело, что конкуренция стала жестче, особенно это проявляется в сфере кредитования крупного и среднего бизнеса. ВУЗ-банк изначально развивался как банк универсальный, обслуживающий все сегменты экономики, в том числе и ведущие предприятия Свердловской области. Но сегодня эту нишу все больше и больше занимают банки с государственным участием, имеющие более дешевые ресурсы. Поэтому региональные банки вынуждены уходить в сектор розницы и малого бизнеса.

- Какие финансовые услуги сейчас востребованы у малого бизнеса, на что он нацелен?

- Кризис 2008 года ударил по малым предприятиям достаточно сильно, не все могли его пережить: некоторые просто бросили заниматься своим делом, некоторые предприниматели начали новый бизнес. Наученные горьким опытом они пока не спешат возвращаться к реализации инвестиционных проектов. В основном малые предприятия работают в сфере конечного потребления, торговли. Кредиты берут очень осторожно, в лучшем случае на пополнение оборотных средств. Учитывая это, мы не так давно запустили новый кредитный продукт - «Микрофин». Основная особенность в том, что его можно получить буквально за несколько часов. Кроме того, на него могут рассчитывать предприниматели, у которых нет обеспечения. Поскольку многие предприниматели начали вести новый бизнес, у них еще нет кредитной истории, и банк по этой причине часто отказывает им в кредите. Мы в рамках этого продукта можем им помочь.

- В этой ситуации некоторые банки вообще отказываются от кредитования, делая ставку на высокотехнологичное обслуживание расчетных счетов. Как вы относитесь к такой концепции?

- Ведение расчетных счетов - это важная часть банковского дела и этой стороне работы нужно уделять всегда большое внимание: и с точки зрения организации процесса, и с точки зрения технологий. Мы делаем ставку на максимальное использование системы интернет-банка, поскольку это экономит время и деньги клиента. Безусловно, очень важно обеспечить безопасность расчетов. И, конечно, это маркетинговая политика. Этим летом каждый десятый клиент, обратившийся в банк за открытием расчетного счета, получал эту услугу, а также подключение к системе интернет-банк бесплатно. Кроме того, мы предлагаем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям присоединиться к акции "Тест-драйв", в рамках которой можно бесплатно в течение месяца использовать при работе в интернет-банке устройство защиты финансовых операций еТокен или подключиться к sms-информированию по счету. В результате только в июле количество открытых расчетных счетов выросло на 20%.

Но мы не намерены при этом снижать объемы кредитования, поскольку убеждены, что это - функции, задача и, в конце концов, миссия банка. Просто в новых экономических условиях нельзя действовать старыми методами. Банки, и крупные федеральные, и региональные привыкли считать, что платежеспособный спрос формируется в основном в крупных городах-миллиониках. Но это далеко не так. В малых городах тоже живут люди, и они нуждаются в финансовых услугах. И именно на расширение присутствия в таких точках с числом жителей от 30 до 50 тысяч мы сейчас и делаем ставку.

- Есть ли особенности развития банковского дела в таких городах?

- С одной стороны, в такой город легче зайти, поскольку, как правило там присутствует очень мало банков, поэтому конкуренция ниже. Кроме того, существенно ниже там и стоимость рекламы в местных СМИ. Но с другой стороны, как ни странно, там и выше требования к уровню сервиса. Ты должен обеспечить то, что обещаешь в рекламе: если «кредит за час», то он и должен оформляться за час. Городки маленькие, люди знают хорошо друг друга, и эффект сарафанного радио срабатывает очень хорошо. Если в первые дни работы ты допустил оплошность, не рассчитывай на поток клиентов. Поэтому качеству сервиса, подготовке персонала мы уделяем большое внимание.

- Жители региона обратили внимание на массовую наружную кампанию вашего банка под слоганом «кредит после беседы». И что, кредит действительно можно получить после разговора с сотрудником банка?

- Можно получить, а можно и не получить. На самом деле, процент отказов после таких бесед у нас довольно высок - от 60 до 80% . Это - результат изменения технологии оценки заемщика после кризиса. Как вы помните, до обвала 2008 года банки очень сильно увлекались скоринговыми модели оценки клиента: последний заполнял анкету, а банк соотносил ее с неким шаблоном. По сути дела решение выдать кредит или нет, завесило от умения человека грамотно расставить в анкете галочки. Мы сейчас делаем ставку на общение и доверие. Поэтому в основу методики и положено интервью с кредитным экспертом. Он не просто разговаривает с человеком, но и при нем же может позвонить по указанным телефонам, например, на работу. Пока идет разговор, сотрудники аналитической службы успевают проверить подлинность данных, предоставляемых клиентом. Так выясняется, способен человек обсуживать долг или нет. Очень часто кредитные эксперты выступают в роли своего рода помощников- консультантов. Приходит человек, например, имея на руках уже четыре кредитных договора, и просит еще пятый. Наши сотрудники убеждают его не влезть дальше в долги, предостерегают от возможной ошибки.

- Но в этой ситуации они должны обладать очень высоко квалификацией.

- Вот поэтому мы в подготовку таких специалистов и вкладываем много средств. Мы в своем учебном центре учим их не просто знать банковские инструкции, но и понимать правила общения с людьми. При этом, что особенно важно, система принятия решений по кредиту подразумевает наделение значительной долей полномочий кредитного менеджера. Он не только сам принимает решение выдать клиенту кредит или нет, но и в зависимости от потребностей и возможностей может управлять продуктом и его ценой.. Важно, чтобы после общения у клиента создавалось ощущение, что с ним работает персональный менеджер, способный самостоятельно принимать решение. Это, наверное, и есть то, что по большому счету отличает региональные банки от крупных сетевых структур. Как правило, модели большинства из них построены так, что любая нестандартная ситуация выбивает рядового менеджера из колеи и он начинает звать управляющего. Наши менеджеры решают сами, здесь и сейчас

- С 2003 года ВУЗ-банк входит у группу «Лайф», которая, как известно, имеет банки во многих регионах. Обычно такая конфигурация предполагает наоборот, единые стандарты и технологии. Как это сочетается с индивидуальным подходом?

- Общие технологии у банков группы, безусловно, есть. У каждого свой устоявшийся бренд, но при этом, зайдя в любой банк в любом регионе страны, вы почувствуете нечто объединяющее. Я не говорю о цвете мебели или оформлении вывески. У нас общая модель управления банками, которые применяет систему менеджмента, основанную на Сбалансированной Системе Показателей - Balanced Scorecard (BSC). У нас есть стандарты сервиса, ИТ и так далее. Но наша задача не выпячивать эти стандарты, а сделать так, чтобы каждый человек понял: этот продукт или услуга исключительно для него, к нему относятся как личности, он ценен для банка и его проблемы решаются быстро, в его интересах и индивидуально. В этом и есть концепция домашнего банка, которой мы в последние годы придерживаемся. Эта концепция предполагает представление услуг через людей и с помощью людей. Бизнес без участия менеджера в этой логике не работает.

- Ваши планы на будущее

- Повышать качество услуг и расти территориально, расширяя наше присутствие в регионе, в крупных, средних и небольших городах. Мы за двадцать лет из маленького банка, созданного исключительно на энергии и энтузиазме, выросли до банка федерального округа. И по количеству отделений, и по размерам бизнеса больше половины сейчас находится за пределами Свердловской области. Мы хотим, чтобы клиенты именно так и воспринимали ВУЗ-банк. Да, у нас московские акционеры, мы - участники банковской группы, и это - большой плюс, т.к. мы обладаем и пользуемся ресурсами и технологиями крупной финансовой структуры. Но при этом мы остаемся региональным банком с 20-летней богатой историей и мы для наших клиентов домашний банк.

- В связи с этим не было желания сменить название?

- Нет, ВУЗ-банк - это устоявшийся 100% узнаваемый в регионе бренд, имеющий хорошую репутацию. Мало того, мы продолжаем сотрудничать с вузами Екатеринбурга, предлагаем для них различные системы кредитования, берем на практику студентов, и тем самым вносим свой вклад в развитие банковских профессий. Но при этом мы не считаем, что название нас как-то ограничивает и что мы «банк студентов и для студентов».

- К юбилею принято устраивать праздники. Как это делал ВУЗ банк?

- Мы постарались уделить внимание, прежде всего, нашим клиентам. Мы собрали предпринимателей, которые пришли в банк в 1991 году и с тех пор все 20 лет были с нами и вручили им подарки. Для жителей Екатеринбурга мы устроили праздник в Центральном парке культуры и отдыха, который собрал более 30 тысяч человек. В этом день в парке выступили более 20 творческих коллективов, в том числе известные поп-группы «Руки вверх» и «Иванушки интернешнл», команда КВН "Уездный город". Для наших клиентов был устроен розыгрыш памятных призов, был праздничный салют. Мероприятие было очень интересным и, надеюсь, запомнилось нашим клиентам и жителям города. И наконец, в рамках юбилея в Екатеринбурге по инициативе нашего банка был открыт первый и единственный в мире памятник пластиковой банковской карте. Мы очень надеемся, что памятник приживется в городе и вокруг него образуются новые традиции и приметы.

Источник: ЭКСПЕРТ

Просмотров: 1545

Подписка на новости
E-Mail: 
Обновить 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

1 Сбербанк (Уральский банк)
2 (+1) ВТБ
3 (+2) Альфа-Банк
4 ВУЗ-банк
5 (+1) Россельхозбанк
6 (-4) РОСБАНК
7 (+2) Промсвязьбанк
8 (-1) Абсолют Банк
9 (-1) Уральский банк реконструкции и развития
10 (+1) Восточный банк
на 25.04.2019
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее