Война с «Миром». Тест-драйв национальной пластиковой карты

19.09.16⁄12:50

Мы испытали карту «Мир» в полевых условиях: пока ее использование больше похоже на ходьбу по минному полю

Сегодня по всей России выпущено уже более полумиллиона карт «Мир». В пересчете на количество жителей нашей страны эта цифра уже не кажется впечатляющей. Всего лишь каждый трехсотый россиянин имеет в кошельке национальный «пластик». Журналист портала «БанкИнформСервис» вступил в ряды первопроходцев и обзавелся картой «Мир», чтобы на личном опыте проверить, насколько удобно ей пользоваться. Подробные результаты нашего эксперимента длиною в месяц читайте далее.

Заказ и выпуск карты: полет нормальный

С выпуском карты особых сложностей нет. На специальном сайте, посвященном национальным картам, есть полный список банков-эмитентов. Таковых, нужно отметить, уже достаточное количество, хотя крупные игроки вроде Сбербанка и ВТБ пока еще только собираются приступить к эмиссии. Ради чистоты эксперимента, я прокручиваю колесико мышки и попадаю на «Связь-Банк». Что ж, отлично: отделение банка есть в Екатеринбурге, находится недалеко от офиса.

Нужно отметить, что сайт про карты «Мир» не дает возможности оформить онлайн-заявку на карту, а всего лишь ведет на сайты банков. Послушно перехожу на страницу «Связь-Банка» и изучаю тарифы: самая доступная дебетовая карта «Мир» обойдется мне в 90 рублей в год, классическая - в 450 рублей, а премиальная - в 2 000 рублей. Я выбираю карту эконом-класса за 90 рублей. Вместе с sms-информированием (а эта услуга в «Связь-Банке» стоит 30 рублей в месяц) она обойдется мне в 450 рублей в год - с этой суммой я вполне согласна. Заполняю заявку на сайте и жду звонка специалиста. Спустя несколько минут мне перезванивают. «Вот это сервис и оперативность!», - удивляюсь я. Девушка с приятным голосом несколько удивленно переспрашивает:

- Вы оформили заявку на дебетовую карту «Мир» - все верно?
- Да, именно так, - подтверждаю я.

Еще пара минут уходит на уточнение паспортных данных - и заявление улетает в банк. Через 10 рабочих дней у меня будет мой собственный «Мир». Что ж, пока все идет отлично!

 

Спустя 10 дней из банка звонят и приглашают за картой. Прихожу в отделение после работы: людей почти нет, радуюсь, что решу вопрос оперативно. Но не тут-то было. Операционистка, аккуратно подшивая все мои документы, вдруг неожиданно и несколько виновато вздыхает: «Ой!». И после небольшой паузы: «Ваша карта пришла без пин-конверта, и поэтому мы не можем вам ее выдать сегодня. Такие карты выдаются только до 16.00». Пробурчав что-то вроде «еще бы по телефону об этом предупредили», разочарованная ухожу домой.

На следующий день в банк иду с утра пораньше и - удача! - получаю заветную карточку. Пин-код мне предлагают придумать самой, так что в вынужденной задержке нашелся свой плюс: я могу сама выбрать удобное сочетание цифр для подтверждения операций и доступа к карточному счету через банкоматы.

Пополнение и снятие: попробуй угадай

Банкоматов у «Связь-банка» в Екатеринбурге совсем немного: 10 на весь город. После получения карты я сразу интересуюсь, как можно вносить и снимать наличку на карту. Операционистка уверенно отвечает: «В банкоматах ВТБ24, Альфа-банка и МДМ-банка можно это сделать без комиссии». Отправляюсь с ревизией по банкоматам банков-партнеров и не только. Итого:
  • МДМ-банк: за внесение 500 рублей взял комиссию 50 рублей, за снятие комиссии нет.
  • ВТБ24: внесение недоступно, за снятие комиссия 0,6% (60 копеек за снятие 100 рублей).
  • Альфа-Банк: внесение без комиссии, за снятие комиссия 0,6% (60 копеек за снятие 100 рублей).
  • УБРиР: карту читает, за снятие берет комиссию 0,6% (60 копеек за снятие 100 рублей).
  • Сбербанк: отказался читать карту вовсе.

Окончательно запутавшись, звоню в контакт-центр. Все мои вопросы записывают, оформляют в претензию, обещают разобраться и перезвонить в течение 10 дней. Параллельно направляю запрос в пресс-службу. От коллег-пиарщиков ответы приходят гораздо быстрее, и ситуация становится несколько понятнее. В настоящее время у банка есть партнерские отношения с тремя банками и держатели карт Visa и MasterCard действительно могут снять наличные без комиссии не только в банкоматах Связь-Банка, но и в устройствах ВТБ24, Альфа-Банк и МДМ-Банк. А вот по картам «Мир» партнерские отношения пока установлены только с МДМ-Банком.

Таким образом, взять с меня комиссию за внесение средств не должны были, деньги списались из-за технического сбоя - так объяснили в пресс-службе и пообещали, что коллеги из МДМ-банка свяжутся и комиссию вернут (в день публикации материала 19.09.2016 сумма вернулась на карту).

В общем, если вы оформили карту «Мир» и не получаете на нее зарплату, то внести деньги на счет может оказаться не самой простой задачей. Со снятием дела обстоят чуть проще, но пока это все равно лотерея: по внешним признакам совершенно не очевидно, в каком банкомате карту примут, а в каком нет. Единственное место, где за все время тест-драйва нам встретилась наклейка с логотипом «Мир» - это банкоматы Альфа-Банка.

 

С пополнением карты через мобильные приложения тоже могут возникнуть проблемы. Мне, например, это сделать не удалось с помощью приложений двух банков - Сбербанк-онлайн и Alfa-sense.

Расчеты по карте: «Мир» проигрывает со счетом 7:10

Деньги на карте есть, отправляюсь их тратить. Шопинг с картой «Мир» как-то сразу не задался. Зашла в первый же магазин по пути из отделения банка в офис - книжный «Читай-город». Терминал карту отказался читать сразу, но изумленная продавщица меня просто так не отпустила. «Не может такого быть, наверное, это у нас какие-то проблемы. Давайте попробуем еще раз», - сказала девушка, и еще несколько раз попробовала провести платеж, но техника была беспощадна и выводила на экран маленького терминала одно и то же сообщение «карта не обслуживается». В конце концов, мы обе сдались и расстались: я без покупок, а продавец без выручки.

Заглянула в пекарню «КулинарЪ» на Первомайской, но вышла без покупок. Такая же история повторилась со мной в Burger King (здоровее буду!) и в аптеке «Классика» (а нет - не буду). С пустой тележкой и бесплатной газеткой ушла я из гипермаркета «О’кей» в торговом центре «Радуга-Парк». Все то же неприветливое сообщение «карта не обслуживается» ждало меня на заправке «Лукойл» на ул. Репина. Без еды остались и котики: в «Заповеднике» оплату по карте «Мир» провести тоже не смогли. К этому моменту я начала сомневаться, что эту карту вообще хоть где-то примут.

«Утро вечера мудренее», - решила я, и поехала домой к голодным котам, намечая план следующих покупок. Первым делом заказала корм в магазине «ЗооАзбука». У них эквайринг от УБРиР (это я помнила еще со времен тест-драйва платежного терминала), а банк еще в июле сообщил о том, что начал обслуживать карты «Мир». Однако на следующий день надежды не оправдались: мобильный терминал карту принимать отказался.

В столовой, что находится на первом этаже «Уральского рабочего», где «квартирует» наша редакция, оплатить обед мне тоже не удалось, хотя терминал был от УБРиР. В банке объяснили: скорее всего, причина в том, что еще не на всех устройствах обновилось программное обеспечение.

Комментарий
Илья Скворцов, руководитель центра развития услуг дистанционного обслуживания УБРиР:

- В автоматическом режиме обновляются все pos-терминалы, таким образом, у клиентов, использующих именно такое эквайринговое оборудование, не должно возникать проблем с обслуживанием карт «Мир». Вероятно, что транзакции в указанных магазинах не прошли по причине того, что у партнеров установлены пин-пады - специальные устройства, которые подключаются к кассовому оборудованию, которое владельцы обновляют самостоятельно. Эти случаи единичны, поскольку у большинства наших партнеров для проведения безналичных платежей установлены pos-терминалы.

Совершенно отчаявшись, я зашла в киоск на остановке «Архитектурная академия». Ну, а вдруг удача улыбнется мне совершенно в неожиданном месте. Как думаете, улыбнулась?.. Правильно - нет. Продавщица, однако, долго не хотела меня отпускать: вставляла карту в терминал чипом, проводила магнитной полосой, потом повторяла ритуал снова и снова, но ничего так и не вышло.

- Вы не расстраивайтесь, это, наверное, от того, что карта новой платежной системы, - подбодрила я женщину.
- А что за система такая?
- «Мир», вы не слышали?
- Нет.
- Это российская платежная система: как Visa и MasterCard, только наша - русская.
- А, ну раз русская - то понятно, почему не работает, - заключила продавщица.

Спустя неделю безуспешного шоппинга, муж начал надо мной подтрунивать, а в редакции даже придумали шутку про то, что карта «Мир» - это лучший способ сохранить деньги.

Переломный момент произошел после визита в «Макдоналдс». Компания выпустила пресс-релиз о том, что рестораны сети начали принимать национальный «пластик». Если честно, на успех я уже как-то не сильно и надеялась. Это они в Москве, может, начали принимать, а до Урала когда еще дело дойдет? Но карту распознали и приняли к оплате сразу же.

Дальше все пошло как по маслу. Карту приняли в спортивном магазине «Декатлон», в магазине H&M, в супермаркетах «Пикник» и «Яблоко», в алкомаркете «Магнум» и - уж чего я совсем не ждала - в небольшом магазинчике с полезной едой Street Market.

Закрепить успех я решила в «Ашане»: сеть гипермаркетов также заявила о том, что с 25 августа начинает принимать к оплате карты «Мир».

Комментарий
Олег Альхамов, генеральный директор канала «Гипермаркеты» компании «Ашан Ритейл Россия»:

- Процесс подключения магазинов торговой сети к приему карт «Мир» будет постепенным: в сентябре будут подключены все гипермаркеты «Ашан» в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и на Урале. В октябре возможность оплатить покупки картой «Мир» появится у клиентов супермаркетов «Атак», а также гипермаркетов «Ашан» на юге, в Поволжье и Сибири.

Основательно наполнив тележку продуктами на неделю вперед, я подкатила к кассе и с уверенность и даже какой-то гордостью достала из кошелька свой «Мир». По инструкции кассира вставила его в терминал, но никакой реакции не последовало. Операцию мы повторили еще несколько раз, задействовали чип и магнитную полосу, в конечном итоге терминал выдал на экран картинку с типами обслуживаемых карт. «Мира» среди них не было. Полную тележку пришлось стыдливо оставить в стороне и пообещать, что вернусь, когда карты начнут принимать.

Итого: держи кэш на кармане

Тест-драйв мы закончили со счетом 7:10 не в пользу карты «Мир». Использовать ее как основное платежное средство пока совершенно точно рано. И самая большая беда даже не в том, что карту принимают не везде, а в том, что совершенно непонятно, где эту карту примут, а где нет. Ни в одной торговой точке, ни на одном банкомате (за исключением «Альфа-Банка»), мы не встретили наклейки, которая бы свидетельствовала о работе с национальным «пластиком». Продавцы и кассиры в подавляющем большинстве случаев тоже не в курсе. В этом смысле поход за покупками с картой «Мир» сравни пробежке по минному полю - никогда не знаешь, что тебя ждет.

Положение дел могло бы несколько поправить мобильное приложение, информационный портал или интерактивная карта, на которой были бы указаны заведения и банкоматы, которые принимают карты «Мир». На крайний случай - выделенная телефонная линия для держателей карт. Но такого сервиса нет. Более того, рядовые сотрудники банков часто и сами не до конца разбираются в том, кто, где, как и по каким правилам работает с картой «Мир».

Оформлять такие карты по доброй воле сегодня можно разве что из любопытства. Их функционал пока сильно урезан неготовностью инфраструктуры, а особых преимуществ в виде кэшбэка, миль, привилегий или других банковских фич - нет. Да, обслуживание карты стоит дешевле, но экономия как-то не сильно оправдывается с учетом ограниченного использования.

Другое дело, что российский «пластик» многим, очевидно, достанется не по доброй воле, а по разнарядке в рамках зарплатных проектов. Первое время владельцы карт «Мир» вынуждены будут всегда иметь при себе какой-то запас наличных денег и дополнительную карту Visa или MasterCard в банке с хорошо развитой инфраструктурой (банкоматы и терминалы). А сколько продлится это «первое время», пока, увы, непонятно.

Мы будем следить за развитием инфраструктуры для приема карт «Мир» и проведем повторный тест-драйв зимой.

 

Обращаем ваше внимание на то, что тест-драйв проходил в период с 10 августа по 15 сентября 2016 года. На момент публикации материала могли произойти изменения.

Просмотров: 5067

Подписка на новости
E-Mail: 
Обновить 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

1 (+1) Сбербанк (Уральский банк)
2 (+3) Альфа-Банк
3 БАЛТИНВЕСТБАНК
4 Россельхозбанк
5 (+4) Абсолют Банк
6 (+5) Примсоцбанк
7 (+3) РОСБАНК
8 БАНК УРАЛСИБ
9 (+3) СКБ-банк
10 (-9) Банк «НЕЙВА»
на 23.03.2017
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter